30 мая 2020, суббота -
«Мой Архангельск» — партнер Яндекса по Региональной программе
myarh.ru / Новости

Игрушка сквозь века

6 февраля 2009, пятница - 17:17

Я – в Каргополе, что находится в 80 километрах от станции Няндома, расположенной на линии Вологда – Архангельск. Стою перед крепким купеческим белостенным домом с мезонином, в котором работает центр народных ремёсел «Берегиня». У двери гостей встречает фигура самой Берегини – нарядной пышнотелой крестьянки с воздетыми к небу руками и сидящими в них птицами. В самой большой комнате потрескивают дрова в печи, а все столы и стеллажи уставлены сохнущими глиняными фигурками.

Многие века глиняная игрушка была побочным продуктом гончарного промысла. Как и все северные крестьяне, жители архангельских деревень растили хлеб, держали скот, ловили рыбу. В свободное время садились за гончарный круг. Делали горшки, кринки, корчаги, латки, квашни, роговики, рукомои, благо рядом дивная жирная глина. Но в каждом гончаре сидит творец, а тут ещё ребятишки под ногами бегают. Чем их порадовать? Из остатков глины «стряпали» величавых баб, домашнюю живность, лесное зверьё, звонкоголосые свистульки, особо любимые детворой.

Свистульки-утушки предвещали приход весны. Лепили их к шумным ярмаркам, чтобы зазывали покупателей на Соборную площадь, где раскладывали свой товар каргопольские гончары.

Посуда была нарасхват. А век игрушек недолог: ребятишки их любили, увлечённо играли и били. Народная фантазия и тяга к прекрасному с годами сформировали стиль каргопольской игрушки, которая отличается от любой другой архаичными формами и неяркостью красок.

В 1960-е годы промысел чуть было не угас – им владела лишь народная мастерица Ульяна Бабкина. Но в 1967 году дело продолжил гончарный цех, принадлежащий предприятию народных художественных промыслов «Беломорские узоры» – и про каргопольскую игрушку узнал весь мир.

…Я сажусь напротив народного мастера Ольги Фарутиной, которая лепит игрушку уже 24 года. Буду, как и она, лепить Полкана – полуконя-получеловека, крестьянского богатыря.

– Игрушка лепится из одного куска глины. Сначала делаете столбик, превращаете его в катушку, – объясняет мне Ольга Николаевна. – Вытягиваете, формируете ноги, руки, голову, хвост. Налепных деталей мало.

Передо мной – миска с водой, кусок поролона, на столе – стек, который поможет сформировать мелкие детали. Податливая глина подчиняется движениям рук. Постепенно мой Полкан, впитавший силу коня и ум человека, обретал свой характер. Через полчаса на столе стоял северный кентавр – выросший из коня мужичонка с окладистой бородой, на голове – колпак.

– Это традиционный сказочный образ, но жизнь постепенно подсказывала сюжеты, – продолжает Ольга Николаевна. – Со временем мастера стали лепить подсмотренные сценки: старик с балалайкой, другой подшивает валенки или плетёт лапти. А вот баба держит на руках младенца, другая – поднос с пирогами, третья идёт по воду с вёдрами. Любят изображать каргополы животных – коней, коров, медведей, оленей.

Тем временем единственный мужичок в горнице Антон Крехалев подкладывает в русскую печь дрова. Сырую игрушку надо высушить, затем посадить в печь. А уж потом расписывать приглушёнными красками: красной, белой, зелёной, охрой...

Главное украшение Каргополя – это, конечно, его белокаменные храмы. Они необыкновенно нарядны – их архитектурный стиль называют каргопольским узорочьем. Самым красивым считается Благовещенский собор, который мог бы соперничать по изысканности с дворцами флорентийского Возрождения. Ныне сохранилось одиннадцать церквей, столько же было уничтожено за годы советской власти. Расцвет города пришёлся на XVI век. Здесь пересекались главные торговые пути севера. Именно Каргополь владел монополией на торговлю рыбой и солью с Белого моря. Такая привилегия была дарована городу Иваном Грозным. В 1588 году посол английской королевы Джильс Флетчер назвал Каргополь среди 16 главных городов Русского государства.

Сейчас в «Берегине» работают 5 мастеров по игрушке, а когда Фарутина начинала, их было 30 и 2 гончара. Теперь снова налаживается система работы с детьми – открыта детская студия.

Летом в древний Каргополь съезжаются на Праздник мастеров России те, кто хранит и приумножает русские народные ремёсла и промыслы. На Соборной площади, где на подаренные Екатериной II деньги построена колокольня, разворачивается ярмарка. Мне выпала редкая удача – оказаться на колокольне, когда по традиции середина дня знаменуется звоном. Уже знакомый мастер А. Крехалев привычно надевает наушники – и действо начинается! А вокруг, сколь хватает глаз, – «каргопольская сушь»: река Онега, неширокие поля, невзрачные леса.

Источник Zdr-gazeta.ru




«  Февраль, 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 1