24 января 2021, воскресенье -
«Мой Архангельск» — партнер Яндекса по Региональной программе
myarh.ru / Новости

"Космические технологии для Крайнего Севера"

22 октября 2008, среда - 07:08

2c63Национальный проект энергетической безопасности страны — так называют специалисты процесс освоения новых газовых залежей полуострова Ямал. От его реализации зависит не только ресурсная база нашей страны, но и амбициозные планы российского лидерства на международной арене.

Именно Ямал, текущие разведанные запасы газа которого составляют 70,5 процента всех запасов России, в ближайшие 50 лет будет главной сырьевой базой страны, центром добычи газа, нефти, конденсата. В январе 2002 г. правление ОАО “Газпром” определило полуостров регионом стратегических интересов компании. Первоочередным объектом освоения на Ямале являются самые крупные сеноман-аптские залежи Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения. По прогнозам специалистов, одно только Бованенково может обеспечить половину того объема, который сейчас “Газпром” экспортирует в Европу. Однако Ямал уникален не только по гигантским запасам, но и по сложнейшим природно-климатическим и геологическим условиям. Задачи, которые здесь предстоит решить “Газпрому”, поистине грандиозны. Тем не менее в компании уверены: первый газ с месторождения должен поступить в единую систему газопроводов в строго намеченные сроки — в третьем квартале 2011 года. Начальник управления транспорта департамента инвестиций и строительства ОАО “Газпром” Виктор РАХМАНЬКО подтверждает: намеченные цели будут достигнуты.

— Виктор Григорьевич, глава “Газпрома” Алексей Миллер недавно сравнил масштабы работ на Бованенково с грандиозными стройками советской эпохи — Магниткой, БАМом, ДнепроГЭСом. Но в те годы трудовые подвиги совершались в основном за счет энтузиазма. Каким образом “Газпром” сегодня рассчитывает уложиться в поставленные сроки? Фактически до пуска большого газа остается чуть более 1100 дней.

— Действительно, Бованенковские залежи находятся в одном из самых труднодоступных районов полуострова. Однако уникальность территории является мощным импульсом для разработки современных технологий в бурении, добыче, трубоукладке, дорожном строительстве. Благодаря новейшим технологиям, которые применяются на полуострове, использованию самой передовой техники, слаженному взаимодействию всех подразделений компании, подрядчиков “Газпрома” работы по освоению месторождения идут опережающими темпами. Причем строительство транспортных, газодобывающих, инфраструктурных объектов ведется одновременно.

— На самом деле слово “впервые” можно применить фактически ко всему тому, что делается сегодня на Ямале. Особо хочу подчеркнуть: все эти новшества в большинстве своем — отечественные разработки. К уникальным проектам относится строительство четырехкилометрового мостового перехода через пойму реки Юрибей, который является составной частью железной дороги Обская — Бованенково — основной транспортной магистрали к месторождению. Этот мост, который способен выдержать шестикратную нагрузку, строителям удалось построить в рекордно короткие сроки — фактически за 200 дней. Такого в аналогичных широтах, на сложнейших мерзлотных грунтах, никто в мире не строил. Технологии, которые здесь применяются, сопоставимы разве что с космическими разработками. И я вижу по результатам и темпам работ, что транспортные строители успешно справляются с поставленными задачами. При инженерном обустройстве месторождения используется новейшая технология транспорта газа, создаваемая проектными институтами. На Бованенковском месторождении и берегах Байдарацкой губы построят мощные компрессорные станции, которые обеспечат значительно более высокое давление газа в трубе, чем практиковалось ранее. На новых принципах ведется строительство трубопровода, в котором впервые будет использоваться труба, способная выдерживать давление в 120 атмосфер. Даже ее стыки соединят новыми методами сварки. Трубопровод с Бованенково пройдет по дну Байдарацкой губы с выходом к системе газопроводов Ухта — Торжок в европейской части страны. Большая роль в его сооружении отводится морскому транспорту, который будет готовить траншею на дне Байдарацкой губы и прокладывать через нее трубу. Байдарацкая губа мелководна, поэтому газотранспортная магистраль уйдет с береговой части полуострова Ямал глубоко в донную часть залива. Новый трубопровод не будет мешать дрейфу льдов, а они не создадут для него аварийной ситуации. Такой подход дает огромный экономический и экологический эффект.

— Бованенково — одно из самых труднодоступных месторождений. Каким образом туда завозится оборудование? Какое количество грузов необходимо для такой гигантской стройки?

— Объем завозимых грузов все время возрастает. Если в осенне-зимний период 2007-2008 года на Бованенково было доставлено порядка полумиллиона тонн, то в этом сезоне нам потребуется уже около полутора миллионов тонн. А сезон — это период с декабря до июня. В летний период грузы завозятся по морскому пути из портов Мурманска и Архангельска до Харасавея, далее 130 километров — по зимнику автомобильным транспортом. Большая часть грузов доставляется по железной дороге Обская — Бованенково до разъезда Хралов. Несмотря на то что дорога еще находится в стадии строительства, на готовых участках она успешно функционирует. Поскольку железнодорожный путь является круглогодичным видом транспорта, окончательный ввод ее в эксплуатацию позволит в разы уменьшить себестоимость доставки грузов. На доставку грузов от производителя до Бованенково морским транспортом уходит год-полтора. Железной дорогой — 20-30 суток.

В 2010 году дорога Обская — Бованенково, протяженность которой составит 572 километра, должна начать функционировать в полном объеме. Ожидается, что первый поезд на Бованенково придет 31 декабря 2009 года. Самая сложная часть пути — строительство четырехкилометрового Юрибейского перехода — преодолена.

От Юрибея до Бованенково железнодорожным строителям предстоит пройти еще порядка 250 километров, включая 9 мостов протяженностью порядка 1,2 километра. Это очень сложный, ответственный отрезок пути, но темпы строительства должны быть еще более динамичными.

— Проектное сопровождение возложено на петербургскую организацию “Ленгипротранс”, серьезную научную поддержку оказывает Московский государственный университет, Московский институт инженеров транспорта. На Ямале для этих целей специально создан инжиниринговый центр “Ямал”. Так что, можно сказать, многие блестящие умы российской науки участвуют в этом грандиозном проекте.

— В осенний период планируется поставить с “Уралмаша” три буровые установки. Их везут автомобильным и железнодорожным транспортом до Тюмени, далее через Обскую губу до порта Бованенково. Первую из них начали монтировать в сентябре. К началу второго квартала 2011 года на месторождение планируется доставить и установить 9 буровых.

— Месторождение решено осваивать вахтовым способом. Как добирается в район месторождения вахтовый персонал?

— Вахта доставляется авиационным транспортом до Надыма и Ямбурга, далее вертолетами до Бованенково. Зимой от железной дороги вахтовики добираются до месторождения по зимнику. Если в прошлом году на освоение месторождения было задействовано 1,5 тысячи человек, в этом — 3,5 тысячи, в 2009 году — порядка 6-7 тысяч, в 2010-2011 гг. число вахтовиков вырастет до 10 тысяч.

Сейчас думаем о том, чтобы использовать для доставки рабочих суда на воздушной подушке, которые могут ходить и по рекам, и по болоту, и по снегу. Наверное, попробуем использовать для этих целей отечественные суда “Арктика”. Планируем испытать их в ближайшее время на Ямале и в Тюмени.

Безусловно, сегодня невозможно обойтись и без авиации. В октябре мы рассчитываем получить проект строительства аэропорта на Бованенково. Ожидается, что строительство аэропорта будет происходить в три этапа: сооружение вертодрома, зимней взлетно-посадочной полосы для самолетов типа “АН-74”, бетонной взлетно-посадочной полосы. Одновременно будет вестись строительство всей необходимой инфраструктуры, аэропорта. Активное участие в проекте принимает Росавианавигация.

Планируется, что в ноябре строители должны приступить к отсыпке площадки. Нормативный срок строительства — 4 года.

Однако погодные условия на Ямале достаточно сложные. 30% времени на полуострове — нелетная погода. Поэтому основным видом транспорта, в том числе и для доставки вахтового персонала, по-прежнему остается железная дорога Обская — Бованенково. Она является круглогодичным, наименее зависимым от погоды способом сообщения.

— Коренные жители полуострова поначалу действительно переживали о том, что железнодорожное полотно станет препятствием на пути оленьих стад. Однако вдоль всей дороги сооружаются специальные оленьи переходы. Места их расположения досконально согласовываются с оленеводами. Экологические нормы соблюдаются очень строго. На разъездах сооружаются современные водоочистные канализационные системы, и после очистки вода имеет качество питьевой. Кроме того, автомобильная дорога — это выхлопные газы, снежные заносы. Железная дорога позволяет избежать этих неприятностей. Обская — Бованенково лаконично вписалась в тундровый ландшафт и стала его частью. Тундровики уже успели оценить связанные с ней блага: доставка продовольствия, энергоснабжение, медицинская помощь. Благодаря тесному сотрудничеству “Газпрома” с районной администрацией, руководством Ямало-Ненецкого автономного округа все вопросы решаются очень оперативно.

— Как известно, вслед за Бованенково “Газпром” планирует приступить в освоению соседних месторождений полуострова — Харасавэйского, Новопортовского. Железную дорогу будут тянуть дальше?

— Для их освоения потребуются десятки миллионов тонн новых грузов. Кроме того, в связи с предстоящим строительством на Ямале завода по производству сжиженного газа железная дорога потребуется — и для вывоза готовой продукции — газового конденсата, ШФЛУ (широкие фракции легких углеводородов). Карское море в районе полуострова Ямал — мелководное, огромные суда вынуждены будут стоять на рейде на расстоянии 10-15 километров от берега. Вот почему с экономической точки зрения железнодорожный транспорт здесь наиболее целесообразен.

— У тех, кто осваивает Бованенково, свой календарь: люди ведут отсчет дней, оставшихся до пуска большого газа...

— Времени в запасе действительно нет. Не случайно летом на совещании по вопросам развития нефтегазового комплекса в Северодвинске глава правительства прямо заявил о том, что российская нефтянка, так же как и газовая отрасль, подошла к серьезному рубежу. Возможности роста за счет прежней сырьевой базы и устаревших технологий фактически исчерпаны. Будущее — за серьезным технологическим перевооружением и формированием, наряду с существующими, новых стратегических центров нефте- и газодобычи. Пример освоения Бованенково в этом плане, думаю, будет во многом показательным. Осваивая сегодня месторождение, мы создаем современнейшую инфраструктуру, чтобы те люди, которые добывают для страны газ в тяжелейших условиях Крайнего Севера, чувствовали себя комфортно.fec





«  Октябрь, 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2