29 мая 2020, пятница -
«Мой Архангельск» — партнер Яндекса по Региональной программе
myarh.ru / Новости

Водительская культура - в дефиците / Рубрика "Зеленая волна"

27 сентября 2008, суббота - 14:25

Тот, кто много времени проводит за рулем, очень даже представляет себе, что на дорогах случается всякое. Даже если сам едешь без нарушений, все равно держи, как говорится, ухо востро, а то неровен час можно за считанные мгновения оказаться в критической ситуации. Автор этих строк, водитель со стажем, не раз оказывался в такой ситуации, когда до беды оставалось совсем чуть-чуть...

...Трасса Вологда - Медвежье-горск, неподалеку от деревни Каш-калино, после восьми вечера, сентябрьские сумерки. «Жигули» десятой модели вылетели с пригорка навстречу всего примерно в двух десятках метров от нас. Всей массой на огромной скорости «десятка» неслась в лобовую атаку, и с каждой долей секунды расстояние до нее стремительно сокращалось. Лихой водитель «Жигулей», не обращая внимания на знак «Обгон запрещен» и сплошную линию разметки, решил обогнать целую вереницу машин. С пригорка он не мог видеть встречный транспорт в низине. А когда увидел, было поздно: в свою полосу он уже не имел возможности вернуться из-за плотного транспортного потока, а впереди совсем близко была помеха, и времени на раздумье просто не оставалось.

«Десятка» пролетела мимо по обочине справа, подняв клубы пыли, разбрасывая колесами придорожный гравий. Казалось, еще немного и она улетит в кювет. Но нет: водителю все же удалось снова вывести машину на асфальт и перестроиться на свою сторону. Не знаю, что испытал он, но мои домочадцы, находившиеся в машине вместе со мной, были просто парализованы от осознания, что сейчас могло бы произойти, и еще долго приходили в себя...

Этот случай не единичный. В Ярославской области немолодой уже (успел заметить) водитель на «Рено-Логан» тоже обгонял довольно большую колонну машин, причем при движении в горку и также в зоне запрещенного обгона со сплошной полосой, а когда столкнулись «нос к носу», постарался испуганно и суетливо прижаться к своей полосе, но безрезультатно. Тогда уже на обочину, чтобы избежать столкновения, пришлось выскакивать мне... Наверняка у каждого водителя наберется несколько подобных примеров...

При отсутствии водительской культуры человек за рулем пренебрегает не только собственной безопасностью, но и безопасностью тех, кто вокруг. Ведь не случайно причиной большинства ДТП является пресловутый человеческий фактор.

Вот только один пример. 3 сентября в Сокольском районе, на 512-м километре дороги Москва - Архангельск, на участке ремонтных работ в зоне действия регулировщика, пропускающего транспортные потоки противоположных направлений по одной полосе, автомобиль «Фотон» врезался в полуприцеп попутного «МАЗа». Тот стоял в ожидании разрешающего сигнала регулировщика в сторону Вологды. В это время в ту же сторону двигался грузовик китайского производства. Можно только гадать, чем в

тот момент был занят его водитель, но он даже не затормозил. Скорость была такой, что от удара кабина «Фотона» полностью деформировалась, в результате погиб 32-летний пассажир китайского грузовика, который, надо заметить, в это время, отдыхая, находился на спальном месте внутри кабины, то есть за водительским креслом. Сам же виновник происшествия отделался ушибленной раной головы и переломом берцовой кости...

Водительская культура... С ней или с ее отсутствием мы постоянно сталкиваемся во время поездок по городу или на трассе. Посигналить в благодарность аварийкой, если пропустили, пропустить самому, если видишь, что кто-то хочет перестроиться или выехать с второстепенной дороги, но ситуация это сделать не позволяет, остановиться перед пешеходным переходом, когда на нем стоят люди, ожидая возможности пересечь проезжую часть, не рвать с места в карьер с такой скоростью, чтобы другие шарахались от тебя, а двигаться плавно и плавно же тормозить, не нестись по лужам так, чтобы потоки воды летели из-под колес вокруг... Все это и входит в понятие водительская культура. Ее не преподают ни в одной автошколе. Она или есть у человека в зависимости от его воспитания, или ее нет. Кстати, жители других регионов отмечают, что на Вологодчине уважительное отношение участников дорожного движения друг к другу развито в большей степени, чем у них.

Другая распространенная ситуация... Ты «приклеился» к попутной машине, скорость которой намного ниже твоей, а большой поток встречного транспорта не дает возможности ее обогнать. Перспектива тащиться теперь за тихоходом долгое время на многие километры не обрадует никого. Но согласитесь: приятно, когда этот самый тихоход освобождает вам проезд, сместившись на обочину. Так, к слову, зачастую поступают водители-дальнобойщики: они, понимая, что закрывают своей фурой обзор водителю сзади идущей машины, и поворотом покажут, когда путь впереди чист, и на обочину уходят, чтобы не создавать помех. Увы, если бы это вошло в привычку у всех, кто за рулем. Так нет, соберут некоторые за собой на трассе длинный хвост из попутных машин, и сами, не уступая дороги, «возглавляют» такую колонну, двигаясь со скоростью пешехода.

...Наверняка все могли наблюдать, как нервно некоторые ездят. Рвут с места, перестраиваются, не показывая поворотов, подрезая, вклиниваясь в ряд так, что приходится резко тормозить, пропуская, а иначе неминуемо столкновение, несутся через перекресток на красный, когда уже начали движение пешеходы. Из-за таких нервных и агрессивных очень часто и происходят на дорогах разные ЧП, в которых страдают ни в чем не повинные люди. Про таких водителей однозначно можно сказать, что у них отсутствует не только водительская, но и общечеловеческая культура.

Многие сотрудники Госавтоинспекции уверены: программы по безопасности дорожного движения не удастся в полной мере реализовать, если не уделять должного внимания именно воспитанию водителей. Думается, что в рамках курса обучения в автошколах обязательно должны быть включены лекции психологов и автоинспекторов по культуре вождения, в том числе и для преподавательского состава. Но очевидно и другое... Никто лучше ребенка так хорошо не впитывает то, что ему преподносят. И потому воспитанием будущих культурных водителей надо заниматься с детского сада и младших классов школы. Те, кто сядет за руль в далеко обозримом будущем, уже сейчас должны знать, что хорошо, а что плохо и как следует вести себя на дороге. Говорят: вооружен - значит защищен. Вооружая детей навыками культурного поведения в целом и знаниями дорожной грамоты в частности, мы тем самым защищаем наше общество от будущих бездумных лихачей, поплевывающих на других с высокой колокольни, и любителей сесть за руль в пьяном виде. И эта тема, как мне кажется, заслуживает внимания.

Источник Красный Север




«  Сентябрь, 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5