26 мая 2020, вторник -
«Мой Архангельск» — партнер Яндекса по Региональной программе
myarh.ru / Новости

Диалоги о туризме

27 сентября 2008, суббота - 09:00

27 сентября — Всемирный день туризма. Накануне на Маргаритинской ярмарке в Архангельске чиновники и бизнесмены Поморья собрались за круглым столом, чтобы обсудить туристические перспективы региона. Как оказалось, северному туризму не мешают морозы и километры, ему более страшен суровый административный «климат».

Северный туризм крупные туроператоры открыли для себя сравнительно недавно, но уже вовсю занимаются его активным продвижением. Благо спрос имеется. Однако, пока серьезные игроки, существенно поднаторевшие в этом деле, в масштабах страны и за ее пределами занимаются извлечением больших прибылей, малый туристический бизнес в регионах вынужден стоять в стороне. По крайней мере, на территории Архангельской области. В причинах пытались разобраться участники круглого стола «Перспективы развития туризма в Архангельской области», прошедшего в рамках деловой части Маргаритинской ярмарки.

Архангельские чиновники, курирующие вопросы развития и продвижения областного турпродукта, подчеркивают, что регион имеет в этой сфере большой потенциал, а поток туристов из Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов, увеличивается. «Архангельск сам по себе интересен как туристический центр. Это город с многовековыми традициями, весьма интересной историей. Тесно связан с именами Ломоносова, Петра I, Папанина, освоением Северных территорий. Более того, здесь есть, что посмотреть и сейчас. У нас в известной степени сохранилась деревянная архитектура, традиционно интерес представляет Новодвинская крепость», — говорит начальник управления по внешним связям и туризму мэрии Архангельска Сергей Намойлик.

Имеются возможности и для развития событийного туризма. Новогодние праздники, организуемые музеем Малые Корелы, фестиваль «Европейская весна» и фестиваль уличных театров интересны не только для российских, но и иностранных туристов.

При этом столица Поморья имеет достаточно развитую туристическую инфраструктуру. Номерной фонд городских гостиниц — около 1 тыс. номеров. Аэропорт, железнодорожный вокзал, федеральная автодорога делают город у Северной Двины вполне досягаемым для путешественников. Однако, считают эксперты, туризм в регионе не будет развиваться за счет крупного и даже среднего бизнеса. Архангельск — это не Москва или Санкт-Петербург, подчеркивают они. Город не может обеспечить требуемых для крупных туроператоров объемов, поэтому ставку надо делать на малый бизнес.

Что же мешает развитию туризма и малых форм предпринимательства в нем? Диалог власти и бизнеса вроде бы состоялся, но рассуждали каждый со своих позиций. Представители малого бизнеса — исходя из своих насущных проблем, чиновники – в большей степени смотрели на вещи в масштабах города и области.

Перечисляя факторы, сдерживающие движение вперед, директор учебно-делового центра «Предприниматель» Михаил Тестов в первую очередь называет административные барьеры, которые, как оказывается, не перестали существовать. Среди других — недостаток информации. «Законодательные изменения, информация о налоговых льготах не доходят до предпринимателей вовремя. Часть широко разрекламированных информационно-консультационных опорных пунктов в районах Архангельской области не работает, а в остальных правовые справочные программы если и обновляются, то за счет библиотек. Дезинформирует бизнес и неправильная подача информации. Так из уст представителей и федеральных, и региональных и местных органов до сих пор звучат рекомендации применять упрощенную систему налогообложения, которая позволит уплачивать только «единый налог на вмененный доход». Но это же два разных режима – «упрощенка» и «вмененка»», — рассуждает директор учебно-делового центра.

Кроме того, областные программы в туристической сфере в большей степени ориентированы на развитие уже действующего среднего бизнеса. А начинающий малый бизнес вообще не упоминаются. Например, никуда не исчезла проблема начального капитала. «Практика показывает, если ты можешь обеспечить 20% участие в финансировании проекта, то есть вероятность получить софинансирование. Но вложить 20% собственных средств может не каждый начинающий предприниматель, — подчеркивает Тестов. — Да и вливания осуществляются только в действующий, проверенный бизнес. В новичков вкладываться не хотят». Значительную поддержку в развитии малого бизнеса могли бы оказать бизнес-инкубаторы. Но реально в области созданы только два – в Архангельске и в Новодвинске. В районах же они отсутствуют.

По мнению директора учебно-делового центра «Предприниматель», одной из причин этих проблем является отсутствие согласованных действий между департаментами областной администрации. Объединение даже имеющихся у них планов и финансов значительно улучшило бы развитие малого бизнеса. «Существующий в структуре областной администрации отдел развития предпринимательства и межрегионального сотрудничества не в состоянии согласовывать и координировать работу различных департаментов и комитетов», — считает он.

Заместитель председателя комитета по международным связям и развитию туризма Архангельской области Валерий Шумилов обращает внимание, что органы государственной власти в первую очередь должны обеспечить инфраструктуру, подъезды, имиджевую политику. «Наша задача, как органов государственной власти, местного самоуправления – создать условия для работы фирм, занимающихся туризмом: хорошие дороги, содействие в строительстве гостиниц, налоговые льготы», — добавляет Намойлик. Специалисты области и мэрии считают, что необходимо более активно предлагать туристические услуги. Разработать и тиражировать путеводители, увеличить выпуск сувенирной продукции, установить в городе указатели музеев и других потенциально интересных для туристов мест. Показательно, что не каждый житель города сможет точно сказать где находится тот или иной музей, что уж говорить о прибывших сюда впервые.

Однако Архангельск ценен не только сам по себе. Город нужно рассматривать и как отправную точку для маршрутов в другие районы области. А вот здесь, признаются представители власти, проблемы есть. Например, чтобы доехать до Голубино (Пинежский район), придется несколько часов ехать по дороге, сильно уступающей той же М-8. На четыре часа тряски даже в комфортабельном автобусе согласятся не многие.

Достаточно сложно попасть и на Соловки. Абсурдность ситуации заключается в том, что архипелаг, расположенный на территории Архангельской области многие туроператоры уже называют жемчужиной Карелии. Не мудрено. Из соседней республики добраться до известнейших островов можно за 50 минут на комфортабельном теплоходе по сходной цене. Из Архангельска — проще всего самолетом. Но авиаперевозки по этому маршруту выполняет только «Аэрофлот-Норд», а тарифы монополиста, как известно, далеко не всегда близки к рыночным.

Что касается сельского туризма – одного из самых привлекательных и перспективных направлений, то он пока представлен слабо. Первопроходцем в этом деле явился Пинежский район. «Поток туристов растет. Этим летом здесь побывало 2 тыс. 452 человека. Туристы едут из Польши, Англии, но основной поток – до 70%, приезжает к нам из Москвы», — говорит индивидуальный предприниматель Татьяна Сидунова. Для районов области этот вид туризма дает дополнительные рабочие места, доходы, возможность реализовать собственную продукцию. Так, в летний период в этом году на работу было принято порядка 60 человек. В район едут не только за северной природой. Большой интерес у приезжих вызывают мастер классы по бересте, дойке коров, катанию валенок.

Но таких примеров в регионе сегодня единицы. В нынешних условиях, чтобы полностью раскрыть туристический потенциал, бизнес должен иметь четкое представление о правилах игры, планах городских и областных чиновников. Последние же, должны знать о возможностях предпринимателей и формировать для них соответствующий «климат». В противном случае, без благопритяного климата, вряд ли стоит ожидать серьезных всходов на туристическом поле Поморья.

Источник Росбалт




«  Сентябрь, 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5