3 июня 2020, среда -
«Мой Архангельск» — партнер Яндекса по Региональной программе
myarh.ru / Новости

Дмитрий Несанелис: Что есть национальная идея в современной России?

5 октября 2007, пятница - 14:15

С сегодняшнего дня ИА «RUSNORD» предоставляет слово экспертам, комментирующим наш национальный проект.

Сегодня его комментирует кандидат исторических наук, профессор Поморского государственного университета, член международного общества фольклористов при Академии наук Финляндии Дмитрий Александрович Несанелис.


- Думаю, что все ответы лидеров объединений (в рамках «Национального проекта» ИА «RUSNORD» ) были очень интересны и насыщенны. Мы узнали о событиях этнокультурной жизни, о праздниках, о блюдах национальной кухни. Не вполне согласен с высокими оценками уровня национальной терпимости в регионе. Особенно по сердцу мне пришлись замечательные интервью Рима Калимулина , Николая Матафанова и Валерия Гауптмана. И, кроме того, благодаря восьмому вопросу я узнал рецепты исключительно вкусных национальных блюд. Предлагаю устроить такую поморскую складчину, куда каждый принесет описанное блюдо. О напитках договоримся отдельно!

В силу определенных причин лидерам, наверное, меньше хотелось говорить о «национальной идее». Меня же как раз привлекает именно это. Постараюсь изложить свои мысли в виде коротких заметок.

Когда - то давно, в 1971 году, из поездки в Лондон вернулся замечательный ученый-геолог Евгений Павлович Калинин. Мне тогда было одиннадцать лет. Жили мы по соседству в Сыктывкаре. Калинин пригласил нас с папой в гости. Вечером он показал восхитительные слайды, альбомы, открытки. Букингемский дворец, Тауэр, форма гвардейцев. От этого веяло каким-то глубоким благородством. Совсем недавно, оказавшись в Шотландии, понял, что детские впечатления меня не обманули. Это касается многих мелочей, объединенных понятием «консервативная традиция». Включая знаменитую пробку в ванной для смешивания горячей и холодной воды. Абсолютно уверен, что многие радующие глаз моменты, например сохранение англичанами своего фунта стерлингов, прямо связаны с британской монархией. Наличие монархии - залог сохранения национальных традиций, противостоящих гамбургеру и коле. Впрочем, как и краткому пересказу «Войны и мира» на пятнадцати страницах

А вот еще пример. В мае 1996 года я провел две недели в Париже. Жил почти напротив Люксембургского сада. Было здорово, тепло и очень интересно. Как-то с другом сели в машину и поехали за город. В пути почувствовали легкий голод. Зашли в универсальный магазинчик. Я хотел купить теплый круассан. Приятель меня остановил и сказал, что булочки, багет и круассаны надо покупать в кафе, булочных, кондитерских. Там, где их готовили отцы, деды и прадеды нынешних булочников.

Чем чаще вспоминаю об этой истории, тем больше понимаю правоту друга. А вот ее продолжение. Каждый вечер я ужинал в Париже в одном и том же дешевом ресторанчике. Подружился с официантом, перед отъездом сделал ему скромный подарок. Он ответил: «Месье - Вы вообще довольно милый человек. Но как было бы приятно, если бы Вы говорили по-французски, а не по-английски!»

Конечно, «национальная идея» - не только в булочках, собственной валюте и языке, но и без них она не возможна.

Мой добрый друг, замечательный сыктывкарский этнолог и поэт, профессор Виктор Семенов как - то во время спора «о судьбах России» сказал о себе : «Я - националист всех наций»! Звучит парадоксально, но исключительно верно и глубоко. Семенов с равным интересом изучает культуру хантов, ненцев, коми, русских, грузин, евреев. И делает это с большим внутренним азартом. То есть впитывает в себя все то, что отличает культуру народа от «фаст фуда», вестернизированных аттракционов или матрешек «Le Russ».

Впитывает и радостно делится новым опытом со студентами. Впрочем, не только. В Хельсинки он восторженно говорил финской бабушке лет девяноста о глубоком вкусе пива «Николаи Синебрюхов - 111». Витя не знал ни слова по-фински, бабушка - соответственно по-русски. Взаимопонимание было полным!

Виктор замечательно сказал недавно о том, что главные центры национальных культур в современных городах - это этнические рестораны. Достаточно посетить нашу «Армению» Мамикона Гекчяна , где национальный интерьер дополнятся изумительными армянскими блюдами, фольклорной музыкой и игрой в нарды. И правота Семенова станет очевидной. Пусть будет больше таких чудесных мест и в Архангельске, и в других городах.

...Есть здесь, впрочем, важное обстоятельство. В свое время я долго изучал финно-угорскую этнографию. Историю коми народа мне посчастливилось неоднократно обсуждать с выдающимся российским математиком и философом, соратником академика Колмогорова, профессором МГУ Василием Васильевичем Налимовым (1910 - 1997). Он справедливо говорил о том, что «коми культура, чтобы сохранить себя в мире, должна уметь говорить (в широком смысле слова) не только по коми, но и по-русски, и по-английски». Важно, что эти слова прозвучали из уст великого Налимова, уделявшего огромное внимание изучению древнего язычества северных народов и признававшего его высокую ценность.

И еще один важный эпизод из жизни, а потом какие-то выводы. В июле 1988 года мне посчастливилось познакомиться с 96-летней старообрядкой Хиней Прокопьевной Сусловой. Это произошло в ходе археологической экспедиции в глухом северном районе. Бабушка Хинея сама управляла лодкой, ходила в лес, как-то вела хозяйство. Я дежурил по лагерю, ребята были на раскопке в пещере. И вот пришла бабушка Хинея и принесла нам в подарок свежей рыбки. Мои товарищи, вернувшись с работы, упрекнули меня - что ж ты, взял у старой женщины! Сам наловить не мог? Я процитировал Хинею, что вот мол, «ей Бог еще больше пошлет». И тут старая бабушка преподнесла потрясающий урок. Она сказала: «сынок, я не говорила - больше! Я сказала просто - еще пошлет». Действительно, здесь принципиальная разница - «просто пошлет» или «еще больше пошлет».

«Просто» - это традиционная культура. Она пытается (или вынуждена) соблюдать самоограничения, не гнаться за «новыми товарами и услугами», опираться на твердые моральные устои. Сознательно (или нет) ограничивать технический прогресс.

«Еще больше» - как понятно, это больше еды, тряпок, техники, развлечений (без которых, вынужден признаться, лично мне жить уже трудно, но я хоть понимаю собственную ущербность). Куда ведет погоня за «еще больше» - думаю, очевидно многим. Без всякого преувеличения, человек становится рабом вещей, которые ему навязывает телевизионная реклама. Смотря на нее сегодня, просто не понятно, как жили крестьяне XVIII века без освежителей, сникерсов и коммета. Получается очень странная картина - оказывается, не спрос рождает предложение. Напротив, телевизионное рекламное предложение формирует и навязывает спрос! Именно навязывает. Когда ты просто хочешь купить хороший костюм - это нормально. Когда ты хочешь, чтобы их было десять - тут уже признак явной опасности. Телевизор хочет, чтобы костюмов было десять!

Могу ошибаться, но сам по себе «рынок» и нынешнее политическое (национально-государственное) устроение России являются двумя главными рекламными продуктами отечественных СМИ. При этом так называемые «политические партии», то есть рекламные продукты политики, почти не отличаются друг от друга. Послушайте внимательно, и убедитесь. Лидеры партий отчаянно спорят внутри одних установок (например, «наши люди материально должны жить богаче» - а возможно ли это, а нужно ли, а это ли вообще главное - ?)

Теперь мы подходим к «национальной идее» не только в плане сохранения корней и традиций. Ведь ясно, что этот вопрос (идея) как-то связан с государственным устройством. Так называемые демократические выборы превратились в соревнования брендов. Пример с последними губернаторскими выборами в Архангельске это ярко подтверждает.

В действительности, нынешние политические партии просто не в состоянии оказывать реальное влияние на состояние дел в стране. Представляют они поэтому довольно грустное зрелище. Скажу честно, у меня есть близкие друзья и в ЕР, и в СПС. Но они были прекрасными людьми и до вступления в партии, и останутся такими же независимо от своего партийного (или беспартийного) будущего.

Влиять на что-то (если, конечно, мы говорим об осознанном позитивном влиянии) можно только при долгосрочном характере власти. Просматривается у нас эта долгосрочность? Увы, нет. И речь, поверьте, идет не о третьем или четвертом сроке для Владимира Путина. Или, в другой конфигурации - о Путине на посту премьера с широкими полномочиями. Не будучи его горячим поклонником, я, наверное, проголосовал бы за его новые сроки. Путин - точно лучше многих. Но дело не в этом.

На мой взгляд (возможно, ошибочный), государственное пространство нынешней Российской Федерации может развиваться в ближайшие 20 - 50 лет в двух направлениях.

Первое. Одни регионы (или их группы) развиваются в качестве независимых или полунезависимых небольших государств под протекторатом или, по крайней мере, под влиянием США, Норвегии, Китая, Японии, других стран. Относительно независимым при таком раскладе останется своего рода Великое княжество Владимирское. Географически - это примерно СЗФО. Сохраняются демократические основы, однако возможности реинтеграции государства сходят на нет. Русский язык постепенно вытесняется другими. Уровень жизни части «российского» населения не снижается, даже поднимается. Подобные настроения в обществе есть. Об этом говорят анекдоты. Например, Карелия объявляет войну Финляндии и через пять минут капитулирует... Другие регионы уходят на маргинальную периферию.

Второе. Единство страны сохраняется. Создается вертикаль власти. Да, я не оговорился. Нынешняя система вертикалью не может быть признана ни при каком раскладе. Вертикаль, или пирамида - это конструкция, на вершине которой стоит правитель, наделенный колоссальными полномочиями. Возможно, монарх. Передающий власть по наследству. Только здесь нужно сделать ключевое уточнение. Власть - настоящая власть - это не возможность пользоваться ресурсами и раздавать лицензии в интересах клана или уничтожать невинных. Часто говорят, что у Сталина, Гитлера или Пол Пота была сильная, настоящая власть. А сами они были тиранами, зато какими масштабными правителями! Я же считаю, что у них власти не было вовсе. Ну, подумайте, взрослого и сильного дядьку, захватившего маленькую слабую девочку - можно ли назвать ее властителем? Насильником, да. Властителем - нет.

Для власти подданные - это дети, это главное сокровище. О подданных, о своих детях, властитель прежде всего заботится, опекает их, а не ставит на горох и не истязает для своего извращенного удовольствия. Властитель (князь, царь, император) понимает свою ответственность не столько даже перед подданными, сколько перед Богом. И такой государь управляет народом отнюдь не благодаря всеобщим прямым выборам. А с помощью высочайших религиозных ориентиров и моральных принципов. В нашей стране такие ориентиры можно найти у последователей православия, католицизма, ислама, буддизма и иудаизма. Возможно, кого-то упустил. Однако, думаю, что история страны подсказывает предпочтительность православного вероисповедания чаемого правителя. Только правитель, озабоченный по настоящему великими (религиозными) целями, может добиться крупных свершений. Кто смотрит на небо, попадет на землю. Кто смотрит только на землю, не попадет никуда!

Как такой правитель может оказаться на троне? Точно не знаю. Может, примерно так, как это было в 1613 году. А может, и нет. У меня нет здесь четкого понимания.

Правитель назначает губернаторов. А вот на местах (в уездах, городах, поселках) - обязательная выборность. Там люди хорошо знают друг друга. Не по красочным билбордам, а по работе, совместной игре в футбол или пятничному пиву. Традиции и «мнение обчества» здесь никто игнорировать не может. Традиции местного самоуправления, между прочим, были исключительно развиты здесь, на Севере. Это блестяще показал наш замечательный философ Николай Теребихин.

Вот что такое, по-моему, «вертикаль власти». Такой тип правления быстро отсекает очевидные нелепости «рынка». Движение к описанной конструкции, наверное, и есть современная национальная идея России...

И последнее. Достижение (или приближение) описанной модели не спасает от бед, проблем, горя. Царство Божие на земле построить нельзя. Но сделать нашу жизнь более осмысленной и справедливой можно. И ответственность за это лежит не столько на народе, сколько на лучших представителях интеллигенции. Под которой я, вслед за Шеллингом, понимаю совестливых и масштабных людей, склонных к рефлексии...

Фото Н.Гернета

Источник Rusnord




«  Октябрь, 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4