3 декабря 2020, четверг -
«Мой Архангельск» — партнер Яндекса по Региональной программе
myarh.ru / Новости

ТАТЬЯНА ОГИБИНА: ПРИХОДИТ ВРЕМЯ ОБРАЗОВАННЫХ, САМОСТОЯТЕЛЬНО МЫСЛЯЩИХ ЛЮДЕЙ

25 сентября 2007, вторник - 22:35

Директор департамента образования Татьяна Огибина подводит итоги 2006-2007 учебного года и рассказывает о перспективах развития системы образования в столице Поморья. Образование в Архангельске: режим устойчивого развития Деятельность коллективов детских садов, школ, учреждений дополнительного образования и сопровождения подчинена решению главной профессиональной задачи – предоставить качественную образовательную услугу, сделав пребывание ребенка максимально комфортным и безопасным. А решать ее действительно сложно потому, что существуют факторы, объективно тормозящие процессы развития муниципальной системы образования, препятствующие как раз в реализации профессиональных планов и продвижении конкурентоспособных возможностей системы в целом. Это: количественный недостаток отдельных типов и видов образовательных учреждений и, прежде всего, детских садов. Только для удовлетворения запроса горожан в определении детей в возрасте от полутора до трёх лет необходимо ввести в строй 18 новых детских садов, каждый не менее чем с 12 группами. Неизбежно с введением с 1 сентября федерального закона об обязательном среднем образовании нам придется вплотную заняться подготовкой и созданием в городе профильных школ третьей ступени, в том числе на базе уже функционирующих учреждений. В августе прошлого года мы представили видение ключевых характеристик и стратегических посылов в развитии муниципальной системы образования, определив первостепенные задачи на ближайшие три года. Они амбициозны и сложны по выполнению, в том числе и по причине недостатка финансовых, кадровых, технических ресурсов. Обозначив так называемые узкие места архангельского образования, имеющиеся проблемы отрасли, мы пошли по пути многотрудного изменения финансово-хозяйственных механизмов взаимодействия, радикальной модернизации городской информационно-методической службы, создания объективной системы комплексного мониторинга, изменения подходов в оценке труда педагогов и руководителей. Отрадно, что первый год запланированных системных преобразований принёс позитивные результаты и избавил нас от разочарования крупных неудач. Проведённый сравнительный анализ, в том числе и в рамках разработки городской стратегии, показывает, что сложившаяся система образования, которая с каждым годом объективно становится более результативной, динамичной и гибкой, может стать серьёзным конкурентным преимуществом экономики Архангельска. Конечно же, приятно сознавать, что даже в непростых условиях практически все требования к архангельскому образованию, обозначенные на 2006-2007 учебный год, были выполнены. Качество работы подтверждено итогами инспектирования учреждений и департамента образования, результатами государственной (итоговой) аттестации. Оно обусловлено трудом архангельских педагогов и вниманием городской власти к нуждам образования. Обозначу шаги по обеспечению перехода из состояния функционирования муниципальной системы образования к режиму ее устойчивого развития. Наши замыслы, а также состоявшиеся и планируемые изменения федерального законодательства, включая новые экономические условия отрасли, потребуют изменения модели управления муниципальной системой образования для повышения её эффективности. Потребуется разработка и обновление нормативно-правовой базы муниципального уровня, утверждение норматива финансирования материальных расходов городского бюджета на одного обучающегося или воспитанника всех без исключения типов и видов муниципальных образовательных учреждений. Нельзя упустить и такой нюанс: с 1 января 2008 года существенно видоизменяется вертикаль управления системой образования, включая федеральный и региональный уровни; претерпевает изменения процедура и порядок аттестации образовательных учреждений, педагогических и руководящих работников; на уровне региона создаётся независимая служба контроля и надзора в сфере образования; повышаются требования к функционированию учреждений образования не только по условиям, но и по результату их работы. Перед руководителями образовательных учреждений стоит задача пересмотреть формы и содержание работы внутри коллективов, дать свои предложения для определения стратегической линии развития образования в нашем городе. Эта линия должна стать понятной для всех педагогов и родительской общественности. Лишь при условии понимания и обоюдной ответственности можно добиться серьезных преобразований, справиться с ещё присутствующей и труднопреодолимой позицией инертности и потребительского отношения в педагогической среде. Система образования в Архангельске претерпела определённые изменения и в настоящее время представлена 145 образовательными учреждениями различных типов и видов. Реорганизованы два учреждения: специальная (коррекционная) школа-интернат № 3 и Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции перешли в статус дошкольных образовательных учреждений. Это обусловлено стремлением сохранить узкий профиль их деятельности в связи с переводом подобных учреждений в ведение субъекта федерации. Открыто отделение детского сада № 147. Вновь создан детский сад № 139 «Журавушка», приём детей в капитально отремонтированное здание планируется на сентябрь. В соответствии с федеральным законом №199 в ведение области передано пять коррекционных и оздоровительных образовательных учреждений. Скорее всего, по имеющейся в нашем распоряжении информации, именно так в ближайшем будущем и станут выглядеть муниципальные системы образования: имеется в виду набор учреждений образования по типам и видам. Но мы вправе видоизменять и совершенствовать структуру, полномочия и функционал для того, чтобы выполнить целевую установку государства: «Образование в современных условиях перестаёт быть подготовкой к жизни, оно должно быть естественным способом жизни, его сутью». «Образование через всю жизнь» - это новый специфический термин, который отражает нацеленность на развитие способностей человека к изменениям. К изменениям, начиная с детского сада. Детский сад – ступенька к благополучию государства Действительно, дошкольное образование – неотъемлемая часть всей системы образования. Детский сад вполне можно назвать ступенькой к благополучию не только маленьких граждан, но и государства в целом. Особенно это актуально сейчас, когда предпринимаются меры для преодоления крайне неблагоприятной демографической ситуации в стране. В нашем городе функционируют 74 муниципальных детских сада, включая 4 отделения. В них ребятишки получают самые разнообразные услуги – от присмотра и ухода до современных форм коррекции. К сожалению, такая возможность предоставлена не каждому мальчику или девочке из-за нехватки мест в муниципальных садах. В нашей области количество нуждающихся составляет около 11 тысяч человек. Из них в Архангельске ожидают своей очереди 2893 ребёнка от 2 до 3 лет и 4740 до 2 лет (всего же зарегистрировано для определения 7633 человека). На 100 мест в ДОУ в среднем приходится 116 детей. Согласитесь, статистика впечатляет. Справедливости ради замечу, что если бы ни огромный труд руководителей детских садов и специалистов дошкольного отдела департамента по открытию дополнительных групп и предоставлению вариативных образовательных услуг, картина была бы просто удручающей. За два истекших года дополнительно с минимальными затратами городского бюджета предоставлено около 2 тысяч дополнительных мест в детских садах. В пересчете на норматив это равно восьми новым детским садам. А на эти цели из городского бюджета выделено всего 3,5 миллиона рублей, в то время как строительства одного детсада обходится в 300 миллионов рублей. Сделано всё, что было в наших силах, и на сегодняшний день данный ресурс исчерпан. Принятые меры, пусть далеко не популярные, дали главный результат. Детям 5-7 лет, по желанию родителей, предоставлены места в садах. Очереди в старшие и подготовительные группы в городе не существует, созданы необходимые условия для подготовки малышей к школе. В 2006 году увеличено количество социальных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях до 800 единиц; в 2007 году – до 1000 единиц, в 2008-м будут обеспечены социальными местами 1500 юных горожан. Для привлечения средств федерального бюджета нами даны предложения депутатам Государственной Думы, направлено обращение в Министерство образования и науки, областное Собрание депутатов. Обсуждается эта тема и в городском Совете депутатов. Нам кажется интересным опыт соседей из Вологды по быстровозводимым за короткий период зданиям детских садов. Мы внимательно изучаем предложения, и сами ищем нестандартные решения для ликвидации очереди в детские сады. В планах муниципалитета на 2008 год - начало комплексной реконструкции здания бывшего детсада «Облачко», где расширенно будут представлены социальные круглосуточные группы; строительство детского сада с бассейном в округе Майская Горка, для чего уже переданы предложения и проектно-сметная документация в областную инвестиционную программу, проведены необходимые согласования. Будет проведён капитальный ремонт зданий бывших детских садов в Октябрьском и Маймаксанском территориальных округах. На решение столь сложной проблемы направлены и организационно-управленческие решения. Так, наряду с традиционными 12-часовым и круглосуточным режимами пребывания детей активно стали использоваться варианты в 10,5 часа, а также 6 и 4-часовые. Это позволило повысить привлекательность и доступность дошкольного образования для различных категорий населения. К сожалению, доля расходов в городском бюджете не позволяет в значительной мере решать вопросы оснащения садов, пополнения оборудованием, дополнительно стимулировать сотрудников в зависимости от личного вклада каждого, привлекать к работе высококвалифицированных работников других отраслей, в том числе здравоохранения, науки, культуры для максимального удовлетворения запросов семьи. Пока мы не имеем ни одного примера патронажных групп, гувернёрских услуг, групп выходного и продлённого дня. Незначительными темпами идёт увеличение семейных групп. Замечу, что из почти 15,5 тысячи воспитанников детских садов только 383 ребенка получают дополнительные платные образовательные услуги, хотя спрос как говорится выше в разы. Доля же доходов, полученных при этом в общей доле внебюджетных поступлений, составляет только 0,56 % или 434 тысячи рублей. В связи с этим уже в ближайшее время отделу дошкольного образования совместно с финансово-экономическим отделом нашего департамента предстоит разработать и выдать в учреждения для практического использования примерную нормативную базу и методические рекомендации для оказания платных услуг. Планируется внести изменения в Положение о доплатах и надбавках руководителям МОУ. Отдел аттестации, экспертизы и контроля совместно с отделом информационно-методического сопровождения, привлекая специалистов иных профилей, проведут анализ запросов родителей и детей на предмет оценки востребованности имеющихся предложений и реального спроса населения для корректировки социального заказа. Это касается и учреждений дополнительного образования, и школ с системой дополнительного образования, поскольку в связи с изменением методики финансирования последних все затраты по их содержанию возьмёт городской бюджет. Многое, что мы планировали в прошлом году, уже реализовано. Открыты разновозрастные и смешанные группы. Доказали свою жизнеспособность семейные группы. Заметно улучшилось качество оказываемой коррекционной помощи детям дошкольного возраста. Впервые, начиная с января 2008 года, возможность получить образовательную услугу появится у детей со сложными дефектами, которые в силу объективных причин не могут находиться даже в условиях специализированного сада. Совместно со специалистами Опорно-реабилитационного центра мы открываем две группы для данной категории детей. К сожалению, если говорить в целом и по дошкольному, и по школьному образованию, потребность в коррекционной помощи не только не снижается, но и с каждым годом возрастает. За два года количество групп для дошкольников с нарушениями речи возросло с 33 до 55, с нарушениями зрения – с 9 до12, с задержкой психического развития – с 18 до 27. Кроме того, мы вынуждены были открыть дополнительные группы для детей с умственной отсталостью. Естественно, что параллельно с грядущими обновлениями в системе образования многотрудные задачи возлагаются на специалистов системы сопровождения. Городская служба коррекционной помощи также требует структурно-функциональных и содержательных изменений, в том числе в работе с педагогами и родителями. Наступило время, когда специалисты этого звена должны трудиться на опережение и предупреждение. При огромных трудовых и эмоциональных затратах специалистов дошкольного образования в этой социально важной отрасли имеется целый комплекс кризисных проблем. Предпринимаемые государством меры, направленные на решение демографической проблемы, к великому сожалению, оказываются половинчатыми, так как параллельно с ними не предпринимаются усилия для развития соответствующей «демографической инфраструктуры» - системы дошкольного образования. Комплекс проблем в сфере дошкольного образования столь велик и складывался так долго, что их разрешение требует продуманной и комплексной системы мер. Для этого потребуются усилия органов власти всех уровней, педагогической общественности, объединений родителей. Мы выделяем ряд антикризисных задач, способных изменить ситуацию к лучшему в Архангельске. Первое. Восстановление сети детских садов до приемлемого уровня, вовлекая средства федерального и регионального бюджетов. Речь идет о выделении субвенции для строительства и реконструкции дошкольных образовательных учреждений. Второе. В планах муниципального развития создать нормативы обеспечения услугами детсадов населения и стандарта оказываемых услуг для сохранения тех из них, которые в наибольшей мере отвечают демографической политике государства и защищают трудовые права семей с двумя работающими родителями. Такая регламентация необходима, чтобы традиционные формы полнодневного пребывания ребёнка в садике не заменялась формами краткосрочного обучения. Далее. Низкий уровень заработной платы административного, педагогического и обслуживающего персонала детских садов (в среднем в 1,5 раза ниже, чем у учителей) подвигает нас к следующим действиям. В первоочередном порядке рассматривать и решать вопросы кадрового обеспечения детских садов. Для этого подготовить аргументированные предложения по дополнительному фиксированному материальному стимулированию работников детских садов за счет средств городского бюджета. И последнее. В особой помощи в подготовке к школе нуждаются дети из неблагополучных семей. Необходимо провести разработку моделей, обеспечивающих более эффективное взаимодействие учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты в интересах ребёнка и семьи; обеспечить привлечение в систему дошкольного образования контингента детей из неблагополучных и малообеспеченных семей за счет детсада с круглосуточным пребыванием; создание учреждений или групп социальной поддержки. В качестве меры повышения доступности дошкольного образования – организация групп 14-часового пребывания. Они, с одной стороны, могут заменить суточные (ночевать дети должны дома с родителями), с другой стороны, позволят учитывать особенности рабочего времени родителей и отдалённость места жительства. Всё перечисленное основные и безотлагательные, на наш взгляд, меры, позволяющие снять негативные настроения относительно системы образования в обществе. Позитивная динамика в школьном образовании Еще совсем недавно мы не предполагали, что придется сравнивать результаты российского образования и международные тенденции. Анализируя возможности школ, не придавали должного значения элементам конкуренции в образовательной среде, без сожаления могли распрощаться с неудобным учеником. Сейчас ситуация изменилась. Школьники Архангельска стали полноправными участниками российских и международных процедур в оценке качества образования, а демографические показатели напрямую влияют на составляющие бюджета каждой школы. Явно позитивная динамика в системе общего образования по результатам и качеству обучения позволяет с определённым оптимизмом смотреть в будущее. Стабильны показатели обученности детей. Ежегодно отмечается повышение показателя качества знаний. Заметен рост численности детей, окончивших учебный год на «отлично». Хорошие результаты по медалистам. Мы можем гордиться учениками архангельских школ, ставших лучшими в предметных олимпиадах областного и всероссийского уровней. Наших детей приглашают на учебные сборы для участия в международных интеллектуальных состязаниях. 48 раз они становились победителями и призёрами мероприятий за пределами области. Не менее активную позицию продемонстрировали и педагоги. Впервые за последнее десятилетие для участия во всероссийском конкурсе представлена инновационная модель организации предпрофильной подготовки на уровне муниципальной системы образования города Архангельска, авторами которой и главными двигателями выступили сотрудники Центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам «Леда». Для того чтобы каждая школа смогла показать свои достижения и опыт, впервые в городе прошла «Ярмарка инноваций». К нам едут гости. Напомню, осенью прошлого года мы принимали руководителей органов управления образованием со всей области. В сентябре нынешнего года к нам в город съедутся представители Союза городов Центра и Северо-Запада познакомиться с результатами нашей работы и перенять самое интересное. Это серьезный экзамен. Сделано очень многое! Но есть и объективные сложности. Отдельной предметной оценки потребуют результаты единого государственного экзамена в разрезе каждой школы, анализ соответствия выставляемых отметок, как в сторону повышения, так и в сторону понижения, объективность оценивания медальных работ, ведения школьной документации и порядка ведения документации строгой отчетности. К сожалению, по-прежнему уровень профессиональной компетентности заместителей руководителей во многих вопросах остаётся не самым сильным звеном в общем, управлении учреждением. В связи с этим усилили внимание к руководителям в части соблюдения тарифно-квалификационных характеристик при назначении замов. К сожалению, нередки случаи неграмотной организации учебного процесса, а порой и прямое игнорирование резервных возможностей для повышения показателей качества образования. Интересен факт: число школьников с оценкой «3» по одному предмету в начальной школе составляет почти 7 %, в основной и средней школе – почти 4 %. Всё это и ряд других факторов заставляют нас более динамично работать в направлении муниципального комплексного мониторинга качества образования. Готовится создание «Лаборатории оценки качества образования», которая будет обеспечивать координацию этой работы; вести реестр образовательных учреждений города, ставших победителями конкурсных отборов на всех уровнях, в том числе и в рамках нацпроекта; обеспечивать консультации и взаимодействие с региональным Центром оценки качества образования. Следующий проект, готовый для реализации, – «Архангельский регистр качества образования». По сути, это информационная городская система, объединяющая сведения о качестве услуг в учреждениях на условиях прозрачности и достоверности. Основная цель – обеспечить непрерывность полнофункционального мониторинга качества образования в рамках процедур аттестации и аккредитации учреждений, конкурсных отборов, процедур ежегодного контроля знаний учащихся. Анализ данных регистра позволит представлять регулярные обзоры состояния качества предоставляемых услуг, осуществлять прогнозы тенденций развития системы образования, как в целом, так и в аспекте отдельного учреждения. При реализации проекта активно будет задействован Интернет-ресурс и возможности городской службы информационно-методического сопровождения. И, наконец, проект «Архангельский экран качества обучения». Речь идёт о создании единой информационной системы, позволяющей проводить измерения на систематической основе, организовать хранение, анализ и обработку результатов, обеспечить возможность оперативного просмотра и использования их руководителями всех уровней, методистами и учителями. Запланирована организация мониторинга показателей уровня и качества обученности по всем предметам, сопоставление их с используемыми учебниками и пособиями, анализ влияния различных факторов. Проект предполагает организацию научно-методической и аналитической деятельности по планированию, подготовке, обработке, анализу и системе представления результатов измерений. Планируется создание электронного банка тестовых заданий, электронной системы тестирования, модуля хранения и обработки данных, а также модуля анализа и предоставления результатов. Реализация данных проектов возможна в нашем городе, поскольку целевая программа «Информатизация и оснащение специализированными кабинетами муниципальных школ города Архангельска на 2008–2010 годы», инициируемая департаментом образования и поддержанная всеми ветвями власти позволит нам справиться с многотрудной задачей. Принятая программа - это большой успех. Ее стоимость составляет более 200 миллионов рублей. Предстоит закупить не только компьютерное оборудование для школьников и специализированные кабинеты химии, физики, географии, биологии, лингафонные кабинеты в каждую школу, но также мультимедийные установки, автоматизированные рабочие места для педагогов, создать локальную городскую информационно-методическую сеть, внедрить электронные образовательные ресурсы. Согласитесь, это хорошие планы. Проблемы и перспективы образования в Архангельске Говоря о перспективах, естественно приходится думать и оценивать возможности материальные, а также имеющиеся кадровые и административные ресурсы. Естественно, вести разговор о предоставлении дистанционной образовательной услуги или on-line конференций для учителей в школе, где обрушается кирпичная кладка или течёт кровля, было бы некорректно как минимум. Для радикального изменения сложившейся ситуации и обеспечения условий безопасности для детей и педагогов нами подготовлены предложения в городскую целевую программу комплексного капитального ремонта учреждений социальной сферы. Она принята депутатами Архангельского городского Совета депутатов. Я хочу поблагодарить Совет руководителей образовательных учреждений за оказанную помощь и поддержку, а депутатов за понимание и заинтересованность. Никогда ещё в новейшей истории Архангельска не предполагались затраты на капитальный ремонт школ, детских садов, домов творчества в сумме почти 1 миллиард рублей на три года. В нашем обществе высок интерес к получению образования повышенного уровня. Но нам по-прежнему не удаётся уйти от нареканий со стороны родителей по поводу приёма в инновационные учреждения (лицеи и гимназии), а также гимназические и лицейские классы школ. В связи с этим планируется внесение на рассмотрение депутатов горсовета новых правил приёма в муниципальные образовательные учреждения. Для отработки более приемлемой процедуры приёма детей в первые классы гимназий будет применена и экспериментальная схема посредством привлечения независимых экспертов на базе гимназии № 6. Специалистами департамента подготовлен развернутый анализ работы по воспитанию и дополнительному образованию детей в городе. Вопрос требует серьёзного обсуждения и осмысления. Мы планируем это сделать через ресурсные центры и опорные площадки с различными категориями педагогов и администраторов. За прошедший учебный год инфраструктура не претерпела никаких преобразований, ситуация стабильна, несколько вырос охват детей, проводится множество мероприятий для детей и педагогов, отрегулирован вопрос статистической отчетности и учета. Мы очень рады, что впервые трём коллективам присвоено звание «Образцовый детский коллектив». Это театральная студия «Дебют» школы № 2, фольклорная студия «Северное сияние» Соломбальского дома детского творчества и Детский театр эстрады «Страна чудес» Центра дополнительного образования «Контакт». Говоря же в целом о системе образования, нужно заметить, что имеющимся сложностям есть и объективное объяснение, которое не сходит с уст уже не первый год. Это педагогические кадры и недостаточный резерв управленческого звена. Что касается дополнительного образования, то в сравнении с другими городами области у нас непозволительно мало специалистов с высшим (профильным) профессиональным образованием. Отсюда – слабость и однообразие программ, ограниченное участие в различного рода мероприятиях, недостаточный охват допобразованием детей старшей возрастной группы, отсутствие инноваций. Безусловно, устарело или отсутствует оснащение учреждений. Вместе с тем, практически нет каких-либо интересных находок и предложений по услугам, в том числе и платным. Поэтому будут проведены комплексные маркетинговые исследования образовательных услуг, что позволит разрешить ряд достаточно серьезных противоречий. Одним из наиболее заметных событий остаётся реализация нацпроекта «Образование», который, конечно же, поражает масштабами и перспективами. О проблемах в реализации проекта говорится практически во всех заинтересованных аудиториях. Такое массовое обсуждение и заинтересованность педагогов и общественности способствовало тому, что уже в ближайшее время проект будет дополнен новыми направлениями. Не останутся без внимания и работники дошкольных учреждений. Конечно, мы не можем не радоваться успехам архангельских школ и педагогов, ставших победителями. Предприняты встречные шаги и на уровне муниципалитета: как мы и планировали, произведена выплата премий муниципального уровня в размере 10 тысяч рублей 50 лучшим педагогам. Определены с участием общественной экспертизы учреждения, получившие грант в размере 100 тысяч рублей. Расширен перечень профессиональных конкурсов в проекте «Гимн будущему», которые станут своеобразной точкой отсчета для участия в нацпроекте. К сожалению, школы города продемонстрировали явную пассивность и нежелание участвовать в конкурсах, мотивируя это самыми разнообразными причинами. На отдел информационно-методического сопровождения департамента возлагаются задачи по реализации программы информатизации системы образования. Мы планируем создать целостную инфраструктуру и уже к 2010 году все школы оснастить современным компьютерным оборудованием и лицензионным программным продуктом в достаточном количестве. Кроме того, положено начало созданию потенциала открытых и доступных электронных учебных материалов. Важное звено в этом комплексе - изменение процессов подготовки и повышения квалификации педагогов в области внедрения ИТ в практику образования. Одним из способов достижения перечисленных задач станет расширение информационного ресурса нашего департамента, созданного в июне 2006 года. Посредством его мы планируем привлечь к обсуждению проблем родителей и всех заинтересованных лиц, проводить интерактивные опросы, публиковать самую разнообразную информацию. Деньги, выделяемые на образование, как правило, недостаточные. И, тем не менее, проблема освоения бюджета периодически напоминает о себе и характеризует уровень управленческих умений каждого из руководителей. Мы продолжили анализ расходов на образование в городском бюджете, доходов от оказания платных услуг. Социальная направленность бюджетов города в течение последних трех лет подтверждается цифрами, так расходы на образование от нашей реальной потребности возросли с 72% (2005 год) до 84% (2007 год). Для сравнения: в 2005 году выделено из городского бюджета (без учета субвенции областного бюджета) - 475,35 млн. руб., а в 2007 году - 733,5 млн. руб. Увеличение объема бюджетных ассигнований - в 1,5 раза. При этом учтем, что в 2007 году переданы на уровень региона 5 образовательных учреждений. На проведение капитального ремонта выделено в 2005 году - 16,32 млн. руб., в 2007 году – 75,8 млн. руб. Отрадно заметить, что в городском бюджете, кроме средств на текущее содержание предусматриваются средства, связанные с сохранением здоровья школьников, в том числе на организацию горячего питания детей из наиболее проблемных семей, пополнение материальной базы. Однако они далеко не покрывают всех потребностей. Отсюда наше внимание к вопросам оптимизации расходов, к тем изменениям в оплате труда педагогических работников, расходам на содержание учреждений в связи с предстоящим переходом на нормативное финансирование. В текущем финансовом году при равном долевом участии области и города было приобретено: два школьных автобуса для подвоза детей; компьютерная техника; два специализированных кабинета физики; учебно-спортивное оборудование и спортинвентарь. Кроме того, проводится реконструкция физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений при 10 муниципальных общеобразовательных учреждениях. Таким образом, привлечено более трёх миллионов рублей из областного бюджета. Помимо этого приобретены технологическое оборудование на 3,5 млн. руб., школьная и детская мебель на 2,6 млн. руб. Дополнительные расходы города на стимулирующие выплаты педагогам школ за счёт составили 4843,0 тыс. руб., запланированы они и в муниципальном бюджете и на текущий 2008 год. Каждый из нас – родитель, воспитатель, педагог, руководитель – понимает, насколько важны знания для формирования будущего человека. Сегодня, как никогда мы осознаём, что грядёт время образованных, самостоятельно мыслящих, ответственных людей, профессионалов своего дела. Наши дети должны быть готовы к эффективному выполнению самых трудных задач, к работе в динамичных условиях развития высоких технологий, технологических и социально-экономических процессов. Мы благодарны всем работникам образования за позитивный настрой и упорство в решении разноплановых задач, стоящих, как на уровне учреждения, так и в масштабах города. С их помощью и при непосредственном участии в системе образования Архангельска за последние годы сделано много значительного, интересного, инновационного.





«  Сентябрь, 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30