15 декабря 2019, воскресенье -
«Мой Архангельск» — партнер Яндекса по Региональной программе
myarh.ru / Новости

Или штраф, или ГЛОНАСС

11 февраля 2011, пятница - 14:25

В поправках Минтранса к Кодексу об административных правонарушениях речь идет об общественном транспорте и большегрузных автомобилях, которые перевозят крупногабаритные и опасные грузы. Тех, кто не успеет оснастить свой транспорт оборудованием на базе ГЛОНАСС до июля текущего года, ждут жесткие санкции. Водителям грозят штрафы в 2,5 тысячи рублей, должностным лицам – 5 тысяч, а юридическим - 50 тысяч рублей.

Для производителей и перевозчиков это событие не стало новостью: административные и протекционистские меры анонсировались давно. Еще не успел сформироваться собственный рынок производства, как власти заговорили о необходимости введения заградительных пошлин на ввоз в Россию GPS-навигаторов. А сейчас принято решение, что с 2013 года все машины, производимые в РФ, должны быть обеспечены оборудованием на базе отечественной системы.

Нынешние поправки в КоАП производители оборудования приветствуют.

«Уже действует федеральный закон №22, который содержит нормы об обязательном оснащении, но не определена ответственность перевозчиков за нарушение, - говорит исполнительный директор группы компаний «М2М телематика» Алексей Смятских. - Сумма штрафа в 50 тысяч рублей в несколько раз выше стоимости оборудования, поэтому я считаю, что такой штраф станет вполне эффективным экономическим рычагом».

Проблем с дефицитом оборудования эксперты не ожидают. Емкость этого рынка, по крайней мере в данный момент, не вызывает таких опасений. Например, в Петербурге потенциальными заказчиками могут стать компании с общим парком примерно в 7000 транспортных средств, в Ленинградской области – порядка 4000, в Москве – порядка 10,5 тысячи.

Как отмечает Алексей Смятских, пока на рынке лидирует российское навигационное оборудование, полностью производимое на отечественных заводах. При этом он не исключает, что на рынок производителей ГЛОНАСС-оборудования выйдут и зарубежные компании. «Российский рынок открыт как для местных, так и для зарубежных производителей, - подчеркивает Алексей Смятских. - Если китайские компании разработают свой приемник, который пройдет в России необходимую сертификацию и будет допущен к использованию в таких системах, то может использоваться и он».

Смятских добавил, что инициатива Минтранса заслуживает одобрения еще и потому, что в данном случае речь идет о безопасности пассажиров и грузов. Перевозчики с этим не спорят.

«Навигационные системы нужны не для того, чтобы просто отслеживать, в какой точке находится автобус или фура, - говорит председатель правления ассоциации перевозчиков пассажиров Петербурга Василий Киселев. – Нормальному собственнику надо отследить, выдерживает ли его водитель интервалы движения, не сходит ли с линии, не сливает ли, наконец, топливо». Например, одно из предприятий в сфере ЖКХ Ленобласти, которое в 2009 году оснастило свою технику нужным оборудованием, уже в первый месяц вдвое сократило затраты на топливо: выяснилось, что водители регулярно приписывали в карточках километры к суточному пробегу. А на пассажирском транспорте система хорошо зарекомендовала себя в Архангельске. Город в 2003 году вошел в федеральную программу развития навигационных систем, с участием средств которой транспорт оснащается системами управления ГЛОНАСС/GPS. Создана единая диспетчерская служба. С помощью средств радиоконтроля удалось повысить частоту рейсов, регулярность перевозок.

«Если перевозчику нужен полный контроль за тем, что происходит на предприятии, он и без административных наказаний купит необходимое оборудование. В противном случае он найдет, как обойти закон», - говорит Киселев. По его мнению, предприниматель может купить какие-нибудь приборы, не особо тратясь, и при небольшой доработке попробуй доказать, что они работают не с ГЛОНАСС.

Но вопрос – кому придется это доказывать? По мнению перевозчиков, государство в очередной раз ставит телегу (то есть спутник) впереди лошади: поправки в КоАП есть, а кто будет контролировать их исполнение – не ясно. Службы по надзору в сфере транспорта не успевают проверять лицензии у перевозчиков, а у ГИБДД своих задач хватает.

Также потенциальных потребителей оборудования волнует, во сколько им обойдется работа под российскими спутниками. Уже несколько лет на автобусах и спецтехнике многие предприятия и организации используют передатчики стандарта GPS, завязанные на американскую орбитальную группировку. GPS-трекер можно купить за 5-8 тысяч рублей, отечественные радионавигационные станции «Гранит» - за 10 и более тысяч, а цена установки приборов под ГЛОНАСС составит 12-13 тысяч рублей и выше в зависимости от функционала.

«Введут штрафы – хорошо. А почему бы в таком случае государству не пойти дальше и не взять на себя часть затрат на оснащение техники этим оборудованием?» - отмечает Василий Киселев. Ему могут возразить эксперты, считающие, что перевозчики грузов и людей успешно «стригут» прибыль с пассажиров, иначе бы в российских городах рынок перевозок не был наполнен нелегалами. Однако к добросовестным перевозчикам, которые заключают договора с властями, следят за техсостоянием автопарка, платят налоги, и из-под носа которых те самые нелегалы уводят значительную часть прибыли, эти заявления не относятся.

«В последнее время наши затраты резко выросли, - говорит Василий Киселев. – Увеличилась налоговая нагрузка, стремительно подорожали тарифы. Транспортный налог нам никто не собирается понижать, хотя такое право дано регионам. К тому же, взвинчены цены на топливо: в последнее время они выросли на 42%, а к июню этого года мы ожидаем 52-55%. И не тешим себя надеждами на то, что нефтяники обуздают свои потребности». Сюда надо добавить затраты на обслуживание канала сотовой связи – в регионах, где уже работают подобные системы, от перевозчиков и властей поступает немало жалоб на операторов мобильной связи, в том числе дороговизну услуг.

В этих условиях, отмечает руководитель ассоциации, добросовестным перевозчикам «с нулем рублей на счету» будет весьма сложно обеспечить использование российский навигационной системы.

Также не снят и ряд технических вопросов. Установить навигатор на борт машины можно, но чтобы он действительно работал, данные надо передавать на диспетчерский пункт. Властям и предпринимателям надо озаботиться этой задачей уже сейчас.

У перевозчиков возникают к тому же сомнения, будет ли отечественное оборудование, которое толком никто не тестировал, работать исправно. «Говоря об этом, исходим из сложившейся практики – наши производители часто подводят своих потребителей», - говорит Василий Киселев. А ведь перевозчикам придется бороздить не бескрайнее тихоокеанское пространство, куда отдали концы в воду наши космические аппараты ГЛОНАСС, а российские дороги.

Наконец, важно, чтобы ко времени вступления в силу штрафов и прочих указаний российская навигационная система заработала в полную силу, говорят эксперты. За более чем 10 лет своего существования она так и не вошла в коммерческий оборот.

Добавим, что ГЛОНАСC является аналогом американской системы GPS. Ее концепция была разработана в годы «холодной войны». В 1993 году система была официально принята в эксплуатацию.

24 февраля с космодрома «Плесецк» будет запущен космический аппарат нового поколения «ГЛОНАСС-К», которое отличают от действующих («ГЛОНАСС-М») улучшенные навигационные характеристики и больший срок работы на орбите. Спутник планировалось запустить в конце декабря прошлого года, но затем была назначена новая дата. Не исключено, что на это повлиял неудачный старт «Протона-М» с тремя спутниками.

Источник БалтИнфо.ru




«  Февраль, 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 1 2 3 4 5 6