16 июля 2019, вторник -
«Мой Архангельск» — партнер Яндекса по Региональной программе
myarh.ru / Новости

Наша железная дорога / Рубрика "Экономика"

29 ноября 2008, суббота - 17:03

Совсем недавно Правительство РФ утвердило Стратегию развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Впервые в новой России была принята столь масштабная долгосрочная отраслевая программа, при этом так или иначе касающаяся практически всех граждан страны. Сегодня мы хотели бы представить вам основные идеи, положения и параметры этого документа.

Но прежде мне представляется необходимым пояснить, зачем он был нужен вообще и так ли действительно важен и необходим? Ведь у многих людей старшего и среднего поколения еще на памяти очень серьезные и масштабные программы, «планов громадье», которые с большой помпой принимались, но потом тихо и бесславно уходили, как вода в песок. Более того, рыночная экономика является в значительной степени антиподом плановой, и в этой связи встает вопрос вообще о правомерности принятия сегодня столь долгосрочных планов развития.

Все мы понимаем, что железные дороги играют в жизни нашей страны громадную, можно сказать, «стержневую» роль. Железнодорожный транспорт надежно связывает воедино практически все субъекты Федерации, обеспечивая 40 процентов пассажирских, 80 процентов грузовых и 98 процентов военных и специальных перевозок в стране. Без мощной железнодорожной системы в России была бы невозможна разработка месторождений природных ресурсов, транспортировка к рынкам сбыта произведенной продукции промышленных предприятий. Более 1,3 миллиарда пассажирских поездок делают россияне железнодорожным транспортом в год.

Но что представляет собой железнодорожный транспорт как отрасль экономики? С одной стороны, это производство, бизнес, аналогичный другим и требующий к себе подходов, типичных для рыночных отношений. Если забыть об этом, железная дорога станет инвестиционно непривлекательной, перестанет развиваться и модернизироваться. Отсюда - низкое качество услуг, отсутствие клиентоориентированности и в конечном итоге -неспособность удовлетворять спрос в перевозках.

С другой стороны, железные дороги в России всегда играли и будут в обозримом будущем играть значительно большую, нежели только коммерческую роль. Они оказывают самое существенное влияние на макропараметры развития экономики, более того, являются фактором социально-политического характера, инструментом реализации национальных интересов государства. Стабильная работа железнодорожного транспорта выступает условием стабилизации, подъема и структурной перестройки экономики, обеспечения национальной целостности и обороноспособности страны, улучшения условий и уровня жизни населения.

Как совместить эти две ипостаси железнодорожного транспорта в едином векторе развития? Как сблизить цели государства и бизнеса в области реализации национальных интересов? На помощь приходят геоэкономические стратегии, то есть масштабные, согласованные и долговременные комплексы действий в различных областях жизни. Именно здесь корпоративные устремления четко увязываются с осуществлением миссии страны на мировой арене и позволяют государству проводить сбалансированную экономическую политику в интересах всех ее граждан.

Ярким примером такого подхода, интегрирующего государственную, коммерческую и социальную составляющие в деятельности железных дорог и позволяющего им развиваться и как бизнесу, и как общественно-политическому инструменту, является Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года.

Учитывая сложность и проблематичность долговременных прогнозов в условиях рыночной экономики, Стратегия, тем не менее, предусматривает более чем 20-летний срок своего действия. Это сделано прежде всего в силу специфики развития железнодорожного транспорта как инфраструктурной отрасли, а именно большой продолжительности периода согласований, землеотводов, проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, выхода на проектную мощность и начала окупаемости объектов, масштабности работ по коренной модернизации железнодорожного машиностроения и т.д.

При этом я хотел бы подчеркнуть, что Стратегия является проявлением планирования в условиях функционирования именно рынка и представляет собой не просто директивный план старого типа, а, скажем так, иерархию инвестиционных и институциональных проектов с возможностью гибкого реагирования на общую деловую конъюнктуру.

В своем анализе существующей ситуации Стратегия исходит из того, что Российские железные дороги сегодня в целом удовлетворяют потребности страны в пассажирских и грузовых перевозках, выполняют утвержденные правительством производственные планы. Однако, как указывает документ, они «не всегда оказываются способны адекватно и гибко реагировать на внешние вызовы, в результате чего потенциальные возможности для получения экономической

выгоды могут обращаться в источник проблем». В настоящее время протяженность «узких мест» по пропускной способности составляет 8,3 тыс. км, или около 30% протяженности основных направлений сети железных дорог, обеспечивающих около 80% всей грузовой работы железнодорожного транспорта.

Стратегия указывает на следующие ключевые моменты, являющиеся критическими для дальнейшего социально-экономического роста страны: необходимость ускоренного обновления основных фондов железнодорожного транспорта; преодоление технического и технологического отставания России от передовых стран мира по уровню железнодорожной техники; необходимость снижения территориальных диспропорций в развитии транспортной инфраструктуры; потребность снятия ограничений для роста объемов транзитных грузовых перевозок и др.

Решить эти проблемы, то есть привести качественные и количественные характеристики Российских железных дорог к требованиям экономики страны, сделать их модернизированным, инновационным, гибко реагирующим на спрос экономическим организмом, и призвана настоящая Стратегия.

Также хотелось бы акцентировать внимание на то, что Стратегия нацелена на реализацию принципов государственно-частного партнерства. Как свидетельствует мировой опыт, реализация столь масштабных проектов становится возможной и эффективной только при взаимодействии государства и частного бизнеса. В Стратегии предложен механизм, четко увязывающий основные направления развития железнодорожного транспорта с участниками инвестиционного процесса. Причем, как подчеркнул на Железнодорожном съезде в конце 2007 года Президент РФ В.В.Путин, «бюджетные средства должны здесь выступать не главным источником, а как стимул для притока частных инвестиций».

В этой связи интересны те новые подходы, которые заложены в механизмы обеспечения Стратегии. Мы впервые выделили 6 категорий строящихся и реконструируемых железнодорожных линий с учетом того, кто прежде всего получит наибольшую пользу от их эксплуатации (государство, бизнес, ОАО «РЖД», регион и т. д.). Это стратегические, социально значимые, грузообразующие, технологические, высокоскоростные и модернизируемые действующие линии. В зависимости от этих категорий формируются и инвестиционные механизмы строительства объектов.

Что же в итоге конкретно запланировано сделать? Всего за период до 2030 года по максимальному варианту планируется построить более 20 тыс. км новых железнодорожных линий. Для сравнения: в советский период, то есть более чем за 70 лет, на территории России было построено около 30 тыс. км новых железных дорог, включая БАМ. При этом наибольшие объемы железнодорожного строительства будут производиться в восточных и северных регионах страны, то есть там, где ощущается их наибольший недостаток. Кроме того, предусматривается большое строительство вторых и третьих путей, электрификация участков, оснащение линий новейшими системами диспетчерского управления. Предполагается построить и реконструировать целый ряд мостов, тоннелей и других искусственных сооружений.

В срок до 2015 года предусматривается полностью заменить локомотивы и вагоны, отслужившие свой срок. При этом на линию выйдет подвижной состав нового поколения, более энергоэффективные и экологически чистые локомотивы, более экономичные в эксплуатации грузовые и более комфортные пассажирские вагоны. Самое пристальное внимание намечено уделить развитию скоростного и высокоскоростного сообщения между крупнейшими городами России. Так будут обеспечены условия для повышения мобильности населения, развития новых экономических и культурных связей.

В целом же в результате реализации Стратегии будет создана инфраструктурная основа для долгосрочного роста экономики Российской Федерации и повышения качества жизни населения, комплексного освоения развивающихся районов страны и доступа к новым источникам природных ресурсов. Таким образом, Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года - это жизненно необходимые сегодня стране планы: научно обоснованные, реальные и открывающие новые возможности как для железнодорожного транспорта, так и экономики в целом.

Акционерное общество «Российские железные дороги» уже приступило к их воплощению.

Владимир ЯКУНИН, президент ОАО «Российские железные дороги».

Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года предусматривает два варианта -минимальный и максимальный, в зависимости от того, по какому пути станет развиваться в этот период страна. Минимальный вариант предполагает, что экономика России по-прежнему будет базироваться в основном на экспорте топлива и иного сырья. Максимальный вариант нацелен на то, что Россия пойдет по инновационному пути и в значительной степени переориентирует свою экономику на производство высокотехнологичной продукции. В любом случае постепенное развитие отечественной экономики обеспечит рост грузооборота и пассажиро-оборота.

Стратегия делит весь период развития железнодорожного транспорта до 2030 года условно на две части. Работы, проведенные в 2008-2015 годах, -это модернизация существующей железнодорожной сети. Второй этап, с 2016 по 2030 год, - динамичное расширение железнодорожной системы России. Даже по минимальному варианту Стратегии к 2030 году планируется построить 16 тыс. км новых железнодорожных линий.

Особо следует отметить масштабный и в то же время уже реальный, находящийся в стадии разработки мегапроект «Урал Промышленный -Урал Полярный». Он предполагает строительство линий Полуночное -Обская - Салехард и Салехард - Надым (всего более 1250 км). При этом новая линия пойдет также от Коротчаево через Русское к Игарке (604 км), образовав таким образом северный широтный ход, планы по созданию которого начали разрабатываться еще в ХIХ веке. Кроме того, на Север по Ямалу пройдет уже строящаяся линия Обская

- Бованенково и далее на берег Карского моря, в порт Харасавей.

Другой большой проект, связывающий прямым сообщением районы Сибири и Севера, - это «Белкомур» (Белое море

- Республика Коми - Урал) со строительством линий Пермь - Сыктывкар (579 км) и Вендинга - Карпо-горы (215 км) с выходом на Архангельск, а также Сосногорск - Индига (612 км).

Новые линии появятся на Востоке страны, в Сибири, Якутии. Принятая Стратегия означает начало новой эпохи по дальнейшему освоению российских земель и приходу сюда вместе с железной дорогой, без преувеличения, и новой жизни.

Стратегия предусматривает разработку и применение целого ряда технологических новшеств.

Будут построены автоматизированные центры управления движением поездов с использованием спутниковых технологий. На целом ряде полигонов уже в ближайшие годы начнется внедрение автоматического управления локомотивами. Безбумажный документооборот полностью вытеснит старые технологии.

В период до 2030 года будет организовано производство подвижного состава нового поколения. Это мощные, экономичные пассажирские и грузовые локомотивы, несколько серий которых уже разработано на российских машиностроительных заводах. Пассажирский подвижной состав пополнится двухэтажными вагонами, новыми межрегиональными электропоездами со скоростью 160 км/час и высокоскоростными поездами со скоростью до 350 км/час. Грузовые вагоны смогут передвигаться со скоростью 140 км/час.

Стратегия предполагает, что новые современные типы подвижного состава будут создаваться на основе кооперации российских и зарубежных машиностроителей с производством техники, как правило, на территории России и использованием передовых технологий ведущих мировых компаний.

При этом заказ российских транспортных компаний на технику, который предусматривает Стратегия до 2030 года, создает хорошую основу для наращивания мощностей машиностроительных предприятий России. Отечественные предприятия должны будут обеспечить потребность железнодорожного транспорта в обновлении подвижного состава в значительных объемах. При минимальном варианте развития для железных дорог страны необходимо будет произвести 21,7 тыс. локомотивов, 777,3 тыс. грузовых вагонов, 21,8 тыс. пассажирских вагонов, 21,5 тыс. единиц мотор-вагонного подвижного состава.

Важной инновационной составляющей Стратегии являются планы по созданию на российских железных дорогах эффективной логистической системы - сети грузоперера-батывающих терминалов, предоставляющих широкий спектр складских, таможенных и сопровожда-

ющих услуг, а также услуг по перевозке грузов «от двери до двери» по принципу «одного окна» и др.

Российские расстояния требуют высоких скоростей. Однако в последнее двадцатилетие реальных результатов здесь достигнуто не было. Выполнение планов Стратегии должно положить конец столь значительному отставанию России в этой сфере. Всего предусматриваются три комплекса системных программных мероприятий, направленных на повышение скоростей движения.

Во-первых, это повышение маршрутных скоростей дальних пассажирских поездов. Такая мера будет возможна за счет увеличения пропускных мощностей магистральных линий и железнодорожных узлов, использования подвижного состава нового поколения и др.

Во-вторых, организация скоростного железнодорожного движения после специальной реконструкции действующих линий между крупными региональными центрами поездами со скоростью 160-200 км/час. Одним из приоритетных здесь является направление Центр - Юг (в частности, Москва - Адлер), а общая протяженность скоростного полигона составит около 11 тыс. км.

В-третьих, собственно строительство специализированных высокоскоростных магистралей, на которых обеспечивается движение со скоростями до 350 км в час. Самым приоритетным проектом, причем по минимальному варианту и уже на первом этапе - до 2015 года, здесь по-прежнему остается создание высокоскоростной магистрали Москва - Санкт-Петербург (659 км). При этом время нахождения в пути планируется сократить до 2 часов 30 минут. (Сегодня на действующей линии Октябрьской железной дороги оно составляет для дневных скоростных поездов 4 часа 30 минут).

Российские железные дороги - это еще и часть мировой транспортной системы. Развитие международной деятельности ОАО «РЖД» и повышение его конкурентоспособности - важнейшая задача. В «Стратегии 2030» предусмотрены такие перспективы, как развитие международных транспортных коридоров, проходящих через территорию России, транспортное обеспечение внешнеэкономических связей страны и создание логистических центров за рубежом. В планах ОАО «РЖД» -углубление сотрудничества с крупнейшими международными транспортными компаниями, дальнейшая работа по привлечению транзитных грузов. При этом Транссибирская магистраль рассматривается как ключевое звено системы российских железных дорог в обеспечении транспортных связей между Европой и Азией, имеющее большие потенциальные возможности.

Не менее важным представляется развитие международного транспортного коридора Север - Юг. Реализация потенциальных преимуществ этого МТК потребует осуществления мер экономического, организационного и технического характера, создания крупных международных операторских компаний, способных составить конкуренцию морским перевозчикам.

Увеличение транзитных международных перевозок позволит Российским железным дорогам и другим транспортным компаниям привлечь дополнительные средства в развитие своего сервиса, что пойдет на пользу отечественным пассажирам и грузовладельцам.

Какие же потребуются средства для реализации Стратегии? Документ подчеркивает, что указанная стоимость запланированных работ оценена ориентировочно, поскольку подлежит уточнению при формировании конкретных инвестиционных проектов и программ. Объем инвестиций на развитие железнодорожного транспорта на 2008-2030 гг. по минимальному варианту со-

ставляет 11,4 трлн. рублей, в том числе на 2008-2015 гг. - 5,1 трлн. рублей (из них на развитие железнодорожного транспорта необщего пользования, или промышленного, - 954,7 млрд. руб.) и на 2016-2030 гг. - 6,3 трлн. рублей.

Максимальный вариант предусматривает общую сумму инвестиций в размере 13,8 трлн. рублей.

Важно, что средства пойдут из разных источников: ОАО «Российские железные дороги», федерального и региональных бюджетов РФ, заинтересованных частных промышленных и инвестиционных компаний.

Каких же конкретных результатов следует ожидать от реализации планов Стратегии? Будет укреплена инфраструктурная основа для обеспечения территориальной целостности и обороноспособности страны, снижены территориальные диспропорции, созданы условия для ускорения роста российской экономики. Железнодорожный транспорт будет обслуживать 80 из 83 субъектов Федерации. Плотность сети к 2030 году будет увеличена на 24% при полной ликвидации ограничения пропускной и провозной способности.

Будут обеспечены потребности экономики страны в перевозках с одновременным доведением их качества до мирового уровня. Скорость доставки грузов в среднем возрастет более чем на 23%, при этом по контейнерным отправкам, требующим ускоренной доставки, - в 3,5 раза.

В результате реализации Стратегии будут существенно улучшены возможности граждан в передвижении. При увеличении пассажирообо-рота на 33% возрастут и качественные показатели пассажирских перевозок, средняя скорость поездов в дальнем следовании возрастет. Мощный импульс получит развитие скоростного пассажирского сообщения, полигон которого будет увеличен в 17 раз (с 650 до 10917 км).

Предусматривается повышение экологичности и экономичности железнодорожного транспорта, а также обеспечение безаварийного движения. Объемы вредных выбросов будут снижены более чем в 3 раза. Удельный расход электроэнергии на тягу поездов сократится на 14,4%, а топлива - на 9,1%.

В результате реализации Стратегии будут созданы транспортные условия для обеспечения динамичного развития экономики страны, роста внутреннего валового продукта в 4,5 раза и промышленного производства в 3,3 раза, а также для оптимизации структуры экономики и освоения новых промышленных районов.

Источник Красный Север




«  Ноябрь, 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30