20 августа 2018, понедельник -
«Мой Архангельск» — партнер Яндекса по Региональной программе
myarh.ru / Новости

Маленькая, а стреляет далеко

24 октября 2008, пятница - 10:17

Автор нескольких книг и поэтических сборников Владимир Колабухин работал в газетах, издававшихся в Угличе, Ярославле. Но самым интересным периодом в своей журналистской деятельности Владимир Гаврилович считает 1975–1980 годы, когда ему довелось возобновить выпуск «Северной магистрали», которую волюнтаристски закрыли в конце 1960-х. А на свет она появилась, напомним, 75 лет назад, в 1933 году.

Перед нами, вспоминает редактор рождавшегося заново издания, была поставлена задача – к Дню железнодорожника, отмечавшемуся 4 августа 1975-го, выпустить первый номер газеты. На дворе, однако, уже заканчивался июль, а в составе редакции всего три-четыре человека: Вороненко, пришедший из многотиражки ЯМЗ, Кучеров, выполнявший работу корреспондента по Ярославскому отделению дороги, редактор нового издания Колабухин и сотрудница редакции Андришак.

«Все же мы выпустили первый номер в назначенный срок, – вспоминает Владимир Колабухин. – В нашу редакцию, находившуюся в Ярославле, на улице Чехова, 43б, привезли пахнущую типографской краской газету. Сидя в редакторском кабинете, взглянул я на нее – и не могу подняться. Руки, ноги – всё отнялось... С трудом поднявшись из-за стола, кое-как доковылял до больницы Ярославского отделения, находившейся на привокзальной площади».

Медики никак не могли понять, в какой же газете работает их посетитель – ее в глаза еще никто не видел! «А я, – говорит сейчас Колабухин, – не могу ни назвать себя, ни сказать что-то вразумительное. Накапали в стакан валерьянки, но и она не помогла. Сижу, а руки трясутся, голос не работает. Настолько я был вымотан в предшествующие дни, когда готовили первый номер газеты. Ведь материалы надо было отобрать, вычитать, выправить».

А в штате фактически никого – ни корректора, ни выпускающего. Сами корреспонденты носили материалы в типографию, а оттуда в редакцию – сверстанные полосы.

…Наконец, перестав стучать зубами о стакан, Владимир Гаврилович смог назвать свою фамилию. Пояснил, что у него сегодня тяжелый день, так как выпустили в свет первый номер «Северной магистрали». Медики постарались успокоить редактора, снять нервное напряжение, охватившее его.

На этом, однако, проблемы у нового издания не закончились. Главная из них – как сделать так, чтобы газета дошла до самого дальнего околотка на железной дороге?

Решение этого вопроса взяли на себя председатель дорпрофсожа Проценко и замначальника дороги по кадрам Курносов. Послали телеграмму по всем подразделениям СЖД – железнодорожникам обязательно выписать «Северную магистраль». Подписка на год стоила 3 рубля 12 копеек – по 2 копейки за экземпляр.

Железнодорожники, подписавшись на «СМ», присылали в дорпрофсож копии квитанций. Составили список подписчиков. А как рассылать им газету? Типография пояснила: мы не можем это делать, действуем только через ярославскую «Союзпечать». А та с ходу заявила: к другим городам и областям не имеем никакого отношения.

Спасение нашли на прижелезнодорожном почтамте. С него издавна отправляют в бумажных мешках разнообразную корреспонденцию, предназначенную для многочисленных подразделений Северной дороги. Взяв взаймы такую бумажную тару, стали отправлять в ней газеты по отделениям Северной. Сколько было мороки, чтобы мешков было всегда в достатке!

Тут же выяснилось, что заканчивается типографская бумага, которую попросили у областной газеты «Северный рабочий» для выпуска первого номера «СМ». Начальник СЖД вызвал главного снабженца и заявил: где хотите, берите, но чтобы бумага была. К счастью, все тогда на Северной, как говорится, жили газетой. Чтобы скорее доставить рулоны с Балахнинского бумажного комбината, что в Горьковской области, их везли на автомашинах.

Между тем, штат редакции пополнялся. В нее пришли сотрудники, работавшие до этого в областных, республиканских, молодежных газетах и даже в главном информационном агентстве страны – ТАСС.

Более того, в редакции дорожной газеты работали четыре (!) члена Союза писателей СССР, в их числе – Голосов и Рымашевский. Именно поэтому в «Северной магистрали» – первой среди дорожных газет – появилась «Литературная страница». Она выходила ежемесячно. Кроме того, практически каждую неделю появлялась рубрика «Поэты северного края». Материалы приходили из Вологды, Архангельска, Ярославля, с железнодорожных станций.

Еще до появления первого номера возобновленного издания Колабухин договорился с бывшим редактором закрытой за несколько лет до этого дорожной газеты по фамилии Личак. Он согласился помочь вновь пришедшим журналистам. Задача ветерана, которому тогда уже исполнилось 75 лет, – не допустить «ляпов» в материалах, рассказывающих о работе ШЧ, ПЧ, ТЧ, МЧ и прочих Ч, которых так много на «железке». Знаток железнодорожного дела согласился стать консультантом в «СМ» с чисто символической зарплатой.

По словам Владимира Гавриловича, с редакцией сотрудничали замечательные люди. Чтобы их закрепить, в том числе и на линии, каждый квартал всех штатных и рабочих корреспондентов собирали в Ярославле. В эти дни в редакцию приходили начальник дороги, его заместители, главный инженер, председатель дорпрофсожа, начальники служб. Они спрашивали, в чем нужно помочь, на что и на кого обратить внимание при подготовке материалов, подсказывали, где в публикациях допущены неточности. На другой день штатные и внештатные корреспонденты на автобусе отправлялись на экскурсии по Вологде, Ростову, Костроме, Ярославлю. Не забыто было и материальное поощрение рабкоров, они получали небольшую премию. Более приличные суммы вручали победителям литературного конкурса. В основном поощряли «подснежников» и рабкоров.

Гонорара в газете не было. Но удалось добиться, чтобы у каждого сотрудника установили телефон со своим номером, параллельных не было.

Раз в месяц выходили тематические полосы – «Локомотивщик», «Путеец», «Связист», где публиковались в основном рассказы о людях, работавших в этих службах.

«Северная магистраль» первой на сети железных дорог СССР распространила опыт вождения сдвоенных поездов. Локомотивы вели не по 60-70 вагонов, а по 180-200. Этот опыт одобрили МПС и ЦК профсоюза.

Еще одно начинание, о котором первой поведала «СМ», – это движение станочников. Его зачинателями стали токари с Ярославля-Главного. Молодые ребята так умело делали заточку резца, что им удавалось за смену выполнять две-три нормы. Опыт новаторов удалось распространить по сети дорог. Заметил ярославских умельцев и ЦК партии – им вручили по ордену Трудового Красного Знамени.

Как-то «Гудок» напечатал разворот под заголовком «Газета утренней свежести». Это было про нашу «Северную магистраль». На страницах центральной отраслевой печати северяне регулярно печатались под рубрикой «Пресса дорожная сообщает».

…Однажды на сетевом совещании в Куйбышеве министр внутренних дел СССР, показывая «Северную магистраль», сказал: «Учитесь, как нужно делать газету. Маленькая, а стреляет далеко». Точнее не скажешь о газете той поры.

«Северная магистраль» неотделима от Северной железной дороги, наша газета. С интересом открываю каждый номер – там все: и о новостях компании, и о жизни нашей дороги, и о людях, что особенно интересно. Желаю журналистскому коллективу творческих успехов, острого взгляда и постоянного совершенствования.

Помню времена, когда «Северная магистраль» была черно-белой, да и полос поменьше. Я и тогда читал ее с удовольствием, но «СМ» сегодняшняя – это интереснейшее и очень информативное издание, поражающее многогранностью материалов. Самые свежие новости. Особенно удаются корреспондентам зарисовки о людях, отдающих себя профессии, в том числе, ветеранах, актуальные интервью, материалы о медицине Северной. Радует, что стало много фотографий – они более полно отражают жизнь магистрали. Всегда читаю гороскоп – иногда сбывается! Что пожелать? Хотелось бы больше публикаций об истории «железки», тех людях, которые стояли у ее истоков, развлекательных материалов. Считаю, «СМ» заслужила право называться одним из лучших российских корпоративных изданий.

Источник Zdr-gazeta.ru




«  Октябрь, 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2