23 августа 2019, пятница -
«Мой Архангельск» — партнер Яндекса по Региональной программе
myarh.ru / Новости

Васильев: Россия восстановила статус мощной экономической державы

8 октября 2008, среда - 15:17

7 октября в Москве состоялся семинар-совещание на тему "О проекте Федерального Закона "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010-2011 гг.". Для участия в его работе были приглашены председатели комитетов законодательных органов субъектов РФ по бюджету и финансово-экономической политике – члены партии "Единая Россия". Перед собравшимися с докладом выступил председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Юрий Васильев.

- Два года назад мы в Северо-Западном округе встречались с председателями комитетов по бюджету субъектов северо-западного округа, теперь это распространяется на всю Российскую Федерацию. Время у нас насыщенное. Я позавчера прилетел из Астрахани, там приняли бюджет в первом чтении, думаю, что бюджеты в первом чтении приняты во многих субъектах федерации.

Государственная Дума приняла бюджет страны в первом чтении. 17 октября планируется принятие бюджета во втором чтении, а 31 октября - в третьем чтении. При депутатам предстоит внести поправки в бюджет-2008, то есть Дума по сути уже третий раз меняет параметры бюджета этого года. Этот факт связано с теми проблемами, которые охватили на сегодняшний день мировые финансы. Необходимо поддержать нашу экономику дополнительными финансовыми вливаниями, что мы и сделаем. Дума также проанализирует отчет о бюджете за 2007 год.

Очень часто спрашивают: что такое бюджет Российской Федерации? Я специально взял с собой том федерального бюджета. Весь он состоит из 15 таких томов, а это около полутора тысяч машинописных страниц.

То, что мы начинаем принимать полноценный бюджет полноценной трехлетки, начиная с этого года, об этом вы тоже знаете. Некоторые регионы также принимают трехлетние бюджеты, другие, исходя из переходного периода, еще принимают бюджеты годовые. Я думаю, что результаты этих системных преобразований, которые прошли в экономике Российской Федерации, позволяют перейти на формирование бюджета в условиях трёхлетки, тем более, что темпы экономического развития в России в последние годы демонстрируют устойчивые тенденции развития.

Экономический рост в стране составляет около 7 % в год. Не скрою, что есть предположения, что темпы роста будут уменьшаться начиная с 2010 года. Но российская динамика роста, тем не менее, значительно опережает динамику мирового экономического развития. В мире всреднем экономический рост составляет 4,7%.

Объем ВВП по паритету покупательной способности превысил 1,9 триллиона долларов США. По этому показателю экономика Российской Федерации на сегодняшний день закрепилась на 8 месте в мире, то есть наша страна вошла в первую десятку. Таким образом, в результате напряженной работы, экономика Российской Федерации восстановила свой статус мощной экономической державы. Мы все с вами это ощущаем, чувствуем, потому что это видно даже невооружённым глазом.

Как я уже сказал, проект федерального бюджета на 2009,2010,20011 годы - впервые сформирован в полном объёме в условиях применения механизма скользящей трёхлетки. Что это значит? Во-первых, это позволяет обеспечить на протяжении трёхлетнего периода преемственность бюджетной политики, максимально эффективно взаимоувязать использование финансовых ресурсов и мер регулирования для решения приоритетных задач. При разработке основных параметров бюджета были использованы следующие макроэкономические показатели: ежегодные темпы роста ВВП 6,7-6,2 % в год против прогнозируемых 7,8% в текущем году. Мы заложили постепенное снижение мировых цен на нефть марки "Юролс" соответственно по годам 95,90 и 88 долларов за баррель. Предусмотрено снижение уровня инфляции. По этой проблеме, конечно, можно спорить. Но в бюджете заложено снижение инфляции до 8,5% в 2009 году и до 6,8% в 2011 году, при условии ограничения роста цен на продукцию естественных монополий и услуги организаций жилищно-коммунального хозяйства, которые составили основную долю, позволившую вырасти инфляции в этом году. В бюджете заложено ослабление среднегодового курса рубля по отношению к доллару США до 27,3 рублей за 1 доллар США в 2011м году. Учтен рост мировой экономики на уровне 4-4,6%, несмотря на складывающиеся в последнее время трудности в мировом финансовом секторе.

При рассмотрении проекта бюджета в Государственной Думе Российской Федерации параметры экономического развития, используемые для расчёта показателей бюджета, мы не пересматривали. На этом я акцентирую внимание, потому что много говорилось: будут ли пересмотрены макроэкономические параметры бюджета или не будут? Не пересматривали. Почему, возникает вопрос, мы не пересмотрели? Залогом такого решения является сохранение высоких темпов экономического роста нашей экономики.

Рост ВВП в 2006 году составил 6,7%,в 2007 году - 8,1%, в 2008 году ожидается на уровне 7,8%. В 2008 году расходы федерального бюджета обеспечиваются исходя из уровня цен на нефть в размере 60-70 долларов за баррель. В 2009 году сбалансированность бюджета достигается исходя из цены на нефть в 70 долларов за баррель. Учитывая, что доходы федерального бюджета рассчитаны, исходя из цены на нефть в 95 долларов за баррель, мы имеем определенный запас прочности. Вот, исходя из чего, мы не стали пересматривать параметры. И, как раз в изменениях бюджета 2008,2009,2010 годов, 175 миллиардов будет дополнительно выделено на расходы, в том числе и на поддержание финансовой составляющей.

Принимая параметры бюджета в первом чтении, мы понимали, что одной из главных задач бюджетной политики на 2009-2011 годы является обеспечение стабильно низкого уровня инфляции. Целевые параметры инфляции на 2009-2011 годы определены соответственно по годам: 2009 - 8,5%,20010 - 7% и 2011 -6,8%. Необходимо отметить, что по итогам первого полугодия текущего года уровень инфляции остаётся высоким. Во втором полугодии он останется также высоким. Исходя из этого в январе 2009 года Дума будет вносить изменения в бюджет 2009,2010,2011 годов. Такова реальность и практика сегодняшнего дня.

Инфляционная волна была спровоцирована резким повышением мировых цен на продовольствие во второй половине прошлого года, что обусловило высокие темпы инфляции в первой половине 2008 года. За январь-июнь 2008 года инфляция составила 8,7%. В целях сдерживания инфляции разработан целый комплекс рычагов таможенно-тарифного регулирования, стимулирования конкуренции. Продолжается применение режима управляемого, плавающего валютного курса рубля. Используется программа контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, продолжается использоваться девалютная корзина. При этом, решения по корректировке денежной политики будут приниматься на основе учёта самого широкого спектра изменения в экономике.

В этом году проект федерального бюджета обсуждается в принципиально новом политическом формате. Практическая его суть состоит в том, что бюджет выносится правительством, которое возглавляет лидер нашей партии. Этот новый формат очень чётко и ярко в этом году проявился в нулевом чтении. Этот рычаг мы используем не первый год, но в этом году нулевое чтение сыграло очень важную роль в формировании расходной части бюджета. Таким образом, в рамках нулевого чтения нам удалось при согласовании параметров расходной части бюджета изменить и увеличить расходную часть на 2009 год на 125 миллиардов рублей, на 2010 год – на 135,4 миллиарда рублей, на 20011 год сумма составила 199,5 миллиардов рублей. Была также увеличена межбюджетная составляющая, которая будет направлена в субъекты федерации.

Необходимо отметить, что в проекте бюджета на 2009-20011 годы нашли отражения предложения, которые мы высказывали правительству в июне этого года, когда принимали изменения в бюджете на 2008-2010 годы. Тогда было выделено дополнительно на создание суперкомпьютера в научно-исследовательском центре МГУ им. Ломоносова на 2009 год сумма 2 миллиарда рублей. На реконструкцию Центра детской хирургии в Санкт-Петербургской Государственной педиатрической медицинской академии в 2009 году дополнительно выделено 150 миллионов рублей. Несколько мы обращали внимание на то, что необходимо ремонтировать общежития учебных заведений, потому что они уже сильно обветшали. Некоторые не ремонтировались 30, 40, 50 лет. Этот приоритет был поставлен во главу предложений, которые фракция "Единой России" вносила в правительство в нулевом чтении. В результате в 2009 году на ремонт общежитий высших учебных заведений дополнительно к той сумме, которая была определена в основных параметрах бюджета, будет выделено 3,6 миллиардов рублей, на 2010 год - 5 миллиардов рублей, на 2011 год - 3,9 миллиарда рублей. Министерство образования в 2009-2011 году ежегодно будет дополнительно получать по 2 миллиарда рублей на капитальный ремонт общежитий. Минздав получит дополнительные ежегодные ассигнования в размере 400 миллионов рублей. Минкультуры - на 2010 год - 1,4 миллиарда рублей, на 2011 год - 1,9 миллиарда рублей.

Ремонт общежитий не позволил нам в частности более жестко заострить вопрос по повышению стипендий в средне-специальных учебных заведениях и ПТУ. Но этот вопрос не снят с повестки дня. На следующий год, при формировании бюджета, повышение стипендий в средних-специальных учебных заведениях и в ПТУ будут стоять в приоритетах фракции "Единая Россия". На противопожарную безопасность общежитий (все мы помним, сколько было случаев самовозгорания), высших аграрных учебных учреждений ежегодно будет выделяться по 1,2 миллиарда рублей.

Впервые за последние годы предусмотрено увеличение финансирования на культуру. Раздавались предложения сделать культуру одним из национальных проектов. Увеличение финансирования культуры в основном зависело от выделения средств на строительство и капитальный ремонт Маринки и Большого театра. Средства шли в основном на это. Фракция "Единой России" добилось того, чтобы дополнительно было выделено 13,2 млрд.рублей на 2009 год, то есть увеличение составило 24,6%.

В бюджете нет ни одной статьи, расходы по которой бы сократились по сравнению с бюджетами прошлых лет.

Эти средства прежде всего будут направлены на финансирование ремонтно-реставрационных работ, таких памятников истории как Митрополичьи покои в Новгородском Кремле (1 миллиард рублей), объекты Государственного художественного архитектурного музея-заповедника Царское село (800 миллионов рублей), памятника архитектуры Гостиный двор в Архангельске (200 миллионов рублей), Вознесенского войскового собора в Новочеркасске Ростовской области (110 миллионов рублей). Так же будут выделены средства на перевод экспонатов Государственного исторического музея из Новодевичьего монастыря, где они сейчас находятся, тоже порядка 1 миллиарда рублей. Кроме этого, по предложению фракции, на реализацию проекта "Историческая память" будут выделены средства на проведение ремонта и реставрации памятников истории и культуры на 2009 год- 5,3 миллиардов рублей., на 2010 год – 14,4 миллиардов рублей, на 2011 год - 25,2 миллиардов рублей.На реставрацию Теодоровского собора иконы божьей матери в Санкт-Петербурге - 1,2 миллиарда рублей, государственного Ладожского историко-архитектурного музея-заповедника Ладожская крепость - 124 миллиона рублей, Успенского собора в городе Ростов Великий – 400 миллионов рублей.

По предложению фракции впервые в проекте федерального бюджета дополнительно были выделены средства на государственную поддержку выпуска литературы для инвалидов по зрению. Хотя цифры небольшие, но это действительно нужно было делать,2009 год- 56,7 миллионов рублей,2010,2011 годы - по 73 миллиона рублей. На финансирование учреждений реабилитации инвалидов Всероссийского общества слепых в 2009 году - 86,9 миллионов рублей, в 2010-2011 - по 90 миллионов рублей.

Серьезная критика звучала в адрес правительства со стороны депутатов (и эти претензии исходили в основном от субъектов федерации), что в прошлом и позапрошлом году не хватало финансовых ресурсов на приобретение лекарственных средств для людей, которые больны такими серьёзными заболеваниями, как гемофилия, другими тяжкими недугами. "Единая Россия" обратила внимание правительство на это. В результате в 2009 году дополнительно для приобретения этих лекарственных средств будет выделено 7,9 миллиардов рублей, в 2010 году - 5,6 миллиардов рублей, в 2011 году - 3,1 миллиарда рублей.

По предложению фракции увеличено финансирование государственной программы развития сельского хозяйства на 21 миллиард рублей ежегодно. Эти дополнительные средства пойдут на компенсацию удорожания дизельного топлива и на производство мясной и молочной продукции.

Так же в ходе нулевого чтения, было уделено серьёзное внимание вопросам обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации. Объем фонда финансовой поддержки регионов был увеличен в 2009 году на 23 миллиарда рублей, на 20010 год - на 26 миллиардов рублей. Общая сумма составило в 2009 году 374 миллиардов рублей, в 2010 году - 400 миллиардов рублей. Для покрытия временных кассовых разрывов в 2009 и 2010 годах предусмотрено предоставление бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации по 10 миллиардов рублей в 2009-20010, в 2011 году – 20 миллиардов.

Так же было принято решение о дополнительном выделении в 2010 году целевых субсидий бюджетам субъектов на строительство и ремонт и модернизацию автомобильных дорог в сумме 31,5 миллиардов рублей. Из них на развитие уличной сети в крупных городах пойдут 20 миллиардов рублей. Так реализована инициатива партии "Единая Россия", предусматривающая, что города-миллионники должны получать по миллиарду рублей на строительство дорог, центры же субъектов РФ получали деньги, исходя из методики, в соответствии с численностью населения. В 2008 году на эти цели было выделено 20 миллиардов рублей. На дороги в поселениях выделено 11,5 миллиардов рублей.

В целях проведения комплекса работ, обеспечивающих формирование новой технологической базы для создания двигателя для перспективного российского ближнее-среднемагистрального самолёта увеличены ассигнования на реализацию Федеральной целевой программы развития гражданско-авиационной техники, на 2009 год на 3,5 миллиарда рублей, на 2010 год - на 4,5 миллиарда рублей, на 2011 год – также на 4,5 миллиарда рублей. Все мы летаем самолетами, видим, в каком состоянии находится авиационный парк. В отечественном самолетостроении нужен прорыв, иначе мы безнадёжно упустим этот рынок, как упустили рынок дальнемагистральных самолетов, где его захватил Боинг и другие.

Это далеко не полный перечень тех вопросов, которые решались в рамках нулевого чтения.

Теперь о расходах бюджета. Расходы федерального бюджета на 2009 год предусмотрены в сумме 9 триллионов рублей, а доходы, я напомню,13. На 2010 год - 10,3 триллионов рублей, на 2011 – 11,3 триллионов рублей. Как вы видите, прогнозируется снижение расходов. Это снижение, прежде всего, обусловлено снижением темпов роста ВВП. В этой трёхлетке впервые отдельно выделяются расходы на вновь принимаемые расходные обязательства, что чётко трактуется в Бюджетном кодексе. Эти расходные обязательства на 2009 год предусмотрены в размере 1,6 триллиона рублей, на 2010 год – 2 триллиона рублей, на 2011 год - 2,2 триллиона рублей. Эти расходные обязательства будут направлены на развитие инфраструктуры. И прежде всего, на развитие транспортной инфраструктуры. Так на финансирование подпрограммы "Автомобильные дороги" планируется направить в 2010 году 289,3 миллиардов рублей, в 2011 году - 373,5 миллиардов рублей. Раньше таких денег никогда не выделялось.

Основными приоритетами в расходной части бюджета являются национальная экономика и социальная политика. Социальная составляющая бюджета - более 65%. На финансирование национальной экономики в 2009-2011 годах ежегодно будет направляться по одному триллиону рублей. Рост составит в 2009 году 134,8%, в 2010 году – 153%, в 2011 году - 179,5%.

На Федеральные целевые программы в 2009 году будет направлено 624 миллиарда рублей, в 2010 году - 763 миллиарда рублей, в 2011 году - 935 миллиардов рублей. Куда пойдут эти средства? На развитие космоса, на гражданскую авиацию, на развитие научно-технического потенциала нашей страны, на освоение и использование мирового океана, создание и внедрение прорывных ресурсосберегающих экологически безопасных промышленных технологий, на нанотехнологии ,на развитие приоритетных отраслей Дальнего Востока, Забайкалья, ускорение развития военно-промышленного комплекса, создание современной инфраструктуры национальной нанотехнологической сферы. В расходах федерального бюджета так же предусмотрены средства для повышения устойчивого обеспечения экономики и населения электроэнергией. На увеличение доли уставного капитала системообразующих организаций энергетики в 2009 году будет направлено 62,5 миллиарда рублей. В целях реализации мероприятий Программы строительства олимпийских объектов предусмотрены средства в 2009 году - 90,8 миллиардов рублей, в 2010 году – 56 миллиардов рублей, и в 2011 году - 19,8 миллиардов рублей. На подпрограмму "Футбол" предусмотрено ежегодно по 3 миллиарда рублей. Эти средства пойдут на строительство полей, на создание детско-юношеского футбольного центра и т.д. Сельское хозяйство получит в 2009 году 120 миллиардов рублей, в 2010 году - 140 миллиардов рублей, в 2011 году - 146 миллиардов рублей. Это основные расходы, плюс те дополнительные средства, о которых я говорил.

В бюджете меняется характеристика финансирования национальной обороны. В предыдущие годы мы увеличивали расходы, связанные в повышением денежного довольствия военнослужащих, то на 2009-2010 годы увеличение расходов будет связано с технической оснащённостью нашей армии. В 2009-2010 годах дополнительно на Госпрограмму вооружения и работы в области создания вооружения, включая ядерно-оружейный комплекс, направляется более 130 миллиардов рублей. При этом по наиболее дорогостоящим проектам (судостроительные отрасли), осуществляется на твёрдую цену изделия. Совершенствование вооружения требует иного подхода к комплектованию армии, речь о переходе на контрактные отношения с военнослужащими. Расход на боевую подготовку обеспечивается так же необходимым количеством горючесмазочных материалов. В связи с тем, на ГСМ дополнительно в 2009 и 2010 годах будет направляться по 13 миллиардов рублей ежегодно.

Средства бюджета будут направляться на выплату базовой части трудовой пенсии, которая за 3 года будет увеличена в 1,7 раза. В 2009 и 2010 годах на покрытие дефицита Пенсионного фонда будет направлено 133,7 миллиарда рублей, в 2010 году – 262 миллиарда рублей, в 2011 году - 384 миллиарда рублей. Конечно, такая тенденция требует пересмотра подхода к реформированию пенсионной системы в самое ближайшее время. Такую задачу мы поставили перед правительством. Оно должно подготовить и внести в Думу основу реформирования пенсионной системы в Российской Федерации.

Будет ли увеличен материнский капитал с 276 тысяч рублей до 299,7 тысяч рублей? Да. На эти цели выделяется более полутора миллиарда рублей.

На финансирование образования будет выделено 423 миллиарда рублей в 2009 году, в 2010 году – 469 миллиардов рублей, в 2011 году – 485 миллиардов рублей. То есть рост расходов на образование возрастает почти в полтора раза. Эти средства будут направлены на повышение заработной платы учителей, они пойдут на национальные проекты, развитие учебно-научной базы. На созданные Южного и Сибирского федеральных университетов ежегодно в 2009, 2010, 2011 годах будет выделено по 3 миллиарда рублей. На следующий год в числе приоритетов, как было сказано выше, - увеличение стипендиального фонда. Ситуация со стипендиями схожа с ситуацией с заработной платой. Какую стипендию должен получать студент – должен решать сам вуз.

На финансирование здравоохранения в 2009 году выделяется 341 миллиард рублей, в 2010 и 2011 году – по 360 миллиардов рублей. Деньги пойдут на повышение заработной платы, на строительство медицинских центров, на приобретение оборудования, которое позволяет улучшить мероприятие, связанное со снижением смертности при ДТП, где временной фактор играет самую главную роль и на приобретение высокотехнологичного медицинского оборудования.

Переход на трёхлетку всё-таки поставил остро вопрос финансового контроля за этими огромными финансовыми ресурсами. Мы критикуем правительство уже не один год за то, что они никак не внесет в Государственную Думу изменения в 11 главу Бюджетного кодекса, которая касается финансового контроля. В этой связи Дума договорились со Счётной палатой, что если правительство не внесёт в эту сессию до нового года этот законопроект, Дума его сама подготовит вместе со счётной палатой и внесет на рассмотрение. Это первое предложение.

И второе предложение, которое тоже было выявлено входе нулевого чтения. Региональным парламентам следует направлять свои поправки в федеральным бюджет намного раньше, чем это делалось раньше. Когда Дума принимала годовой бюджет, регионы присылали свои поправки к ноябрю. Теперь же работы стало намного больше, учитывая что бюджет теперь рассчитан на трехлетний период. Все поправки необходимо направлять в Думу к августу. Многие предложения регионов не попали в бюджет поэтому мы внесли предложение правительству, чтобы начать работу с правительством по дополнительным приоритетам сразу после принятия бюджета. В ноябре мы начнём работать над теми предложениями, которые мы должны получить от вас.

Источник www.edinros.ru




«  Октябрь, 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2